Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Гуру Нанак ДЖАП ДЖИ
Костя
сообщение 25.12.2006, 00:41
Сообщение #1


мне тут нравится
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 579
Регистрация: 23.4.2004
Из: MO
Пользователь #: 144
Благодарили 481 раз




Репутация:   87  


ГУРУ НАНАК:

ДЖАП ДЖИ

Предлагаемый ниже стихотворный перевод сделан Б.А. Захарьиным, подстрочный перевод — Л.В. Хохловой.

мул мантра

Ты — Един, только Ты существуешь! Ты — Создатель, Ты — Истины Имя!
Созидая, не ведаешь страха и враждебности Ты не знаешь!
Твоя сущность — само бессмертье, Ты никем не рожден, Самосущий!
Твоей Волей — милостью Гуру мы тебя обретаем, Владыка!

шлока

Ты есть Истины Свет Изначальный! Вековечная Истина — Ты же!
Существует ведь Истина, Нанак, и пребудет Она извечно!

паури

1

Без конца очищая тело, чистоты души не достигнуть.
И нельзя обрести покоя ни молчаньем, ни в транс погруженьем.
Изобильем сокровищ мира глад голодного не утолится,
И усилием разума тщетным не узнать единенья с всевышним!
Как достойным Истины стану? Как разрушу стену неправды?
Волей Господа жить нужно, Нанак! В соответствии с Предначертаньем!

2

Все тела и любые предметы существуют по Воле Господней.
Волей Господа невыразимой зарождается всё живое.
Волей этой неизъяснимой обретается Вечная Слава.
Божьей Волей идут к возвышенью и в порок низвергаются Ею,
Обретают несчастье и счастье в соответствии с Предначертаньем.
На кого- то по Воле Господней Благодать неземная струится,
А другого Всевышняя Воля в круг смертей и рождений ввергает, -
Все и всяк Божьей явлено Волей, без Нее ничто не вершится!
Нанак, знай: Волю Бога постигший в себялюбии не затворится!

3

Тот, кто в силах — поёт о Всесильи, а иной — славословит Даянье,
А ещё кто-то — Знаменье Божье воспевает и Горнии Свойства,
И Всевышнего Промысел славят, и Познанье, и Мысль в напряженьи,
И поют, как Творящий из праха вновь живое в прах обращает,
Как Он, ветхое жизни лишая, души новые в мир призывает!
Чтут Творца за Его отдаленность, воспевают неблизость к мирскому,
И поют, что Господь наш всевидящ, что везде и во всём пребывает!
Песнопеньям конца нет и счету: мириады людей и речений,
Но извечно дарует Даритель, мы ж извечно Дар принимаем!
Воплощённой в Создателе Волей душам путь открыт к Восхожденью,
Нанак, знай, что на Путь наставляя, пребывает в радости Сущий!

4

О, Истинносущный, о Неколебимый!
Плоды Твоих дел нерушимы и вечны,
Реченья — любовь безграничная к людям,
Которые просят:“Дай то нам и это!”
И Ты, Вседаритель, даруешь им благо!
Но с чем же предстать пред Тобою, Создатель,
Нам, людям, в стремленьи к чертогам небесным?!
Какие слова отыскать, чтоб, им внемля,
Ты нас возлюбил и берёг нас любовью?
Твое, Светоч Истины, Имя святое
В молитвах твердим в предрассветное время,
К Тебе обращаем мы помыслы наши,
К Творцу, что в величье сияет над нами!
Деянья несут нас в потоке рождений,
Меняем тела как меняем одежды,
Ты — наш Милосердный, Ты — наш Всемогущий!
Врата отвори нам к Освобожденью!
И помня о Том, Кто есть Истины Имя,
Восславь же Его повсеместно ты, Нанак!

5

О Самосущий, Наичистейший, Несозидаемый, Несотворяемый!
Те, кто в служеньи Тебе пребывают, те обретают вечную славу!
Тебя, средоточие свойств наилучших, Нанак без устали пусть восхваляет!
Тебя воспевая, Тебе только внемля, душа да наполнится чистой любовью!
В служеньи Тебе все печали отринув и счастием полнясь, пусть сердце трепещет!
Кто ликом к Тебе обращен, Самосущий, пусть слышит Твой Голос, Он — Истины знанье.
И речью к Тебе устремленной, пусть скажет , что Бог вездесущ, что Он с нами повсюду!
Ты — Шива Всевластный, Ты — сам Святой Горакх, Ты — Мать наша Парвати, Брахма-Создатель.
!И, даже постигни я суть Твою, Боже, поведать о ней никогда не сумел бы:
Ведь речью Тебя не изречь, наш Создатель, словами Тебя описать невозможно!
О Гуру всех сущих, Дарующий Благо, Тебя лишь о том я молю, Вседержитель:
Ты только одним одари меня даром: способностью помнить Тебя постоянно!

6

Я бы и в тиртхе священной омылся, если б Господь пожелал вдруг такого,
Но этим быть в радость Ему невозможно. На что мне тогда омовение в тиртхе?!
О сколько их, созданных Богом творений! Мирьяды существ в мире вижу, Создатель!
Всё то, что вокруг , — Милосердие Божье! Без Милости Господа что бы здесь было?!
Лишь только заслышу Наставника Слово, Господнее Слово, что мне в поученье,
Мой разум сокровищ вместилищем станет, камней-самоцветов наполненный блеском!
О, Гуру всех сущих, о, Благо Дарящий! К Тебе я взываю, Тебя умоляю:
Одним одари, Милосердный, Дареньем — способностью помнить и чтить Тебя, Боже!

7

О если бы кто-то, желая почёта, все юги[xxxii> четыре прожил бы на свете,
А может быть, даже и в десять раз больше, — он стал бы известным на всех континентах,
И пусть бы потоком за ним устремился народ, что все десять миров населяет,
И имя его без конца повторяя, все пел бы и пел ему вечную славу,
А тот наслаждался бы почестей блеском, и в бремени славы и чести забыл бы
О том, что важнее всего Милость Бога. — Тогда бы такого оставили вскоре,
И он бы, ничтожный, став всем безразличным, презренней червя меж червей пресмыкался б,
И грешника этого, впавшего в скверну, Господь и держал бы в паденье греховном!
Увидь же, о Нанак, величие Бога, который недобрых к добру направляет
И делает их даже добрых добрее!

8

Сиддхами, пирами,[xxxiii> богами иль натхами станем мы, внявшие Голосу Господа,
В Гласе том — тайна существования Земли и Небес, и Быка-Вседержителя![xxxiv>
Мир, континенты его и Чистилище слушая, слышат Глас Вековечного!
Тот, кто внимает Гласу Господнему, страха не знает, и смерть не страшна ему!
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

9

Слышащий Глас — до богов возвышается, Шивой, иль Брахмой, иль Индрою делаясь.
Даже никчёмный, на Зов отозвавшийся, Господа славит устами без устали!
Внемлющий Голосу — в йоге искуснейшим, сведущим в тайнах телесных становится,
Слышащим — Вед, Откровенья, Предания знание тайное приобретается!
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

10

Слышащим — Истины дар открывается, радость безмерная, знание вечное,
Словно купанием в тиртхах очистившись, полнятся души Светом Божественным.
Будто в священном писаньи начитанных, их окружают почетом и славою.
И погрузясь в размышленье глубокое, к знанию Бога они приобщаются.
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

11

Слышащий — как в океан добродетелей, смело ныряет на Голос Всевышнего!
Духом очистившись, выше становится шейха, святого, мирского властителя!
Слыша тот Голос, слепой от рождения Путь обретает Божественным Зрением!
Гласом тем — будто рукой Вседержителя, тонущий в бездне на брег выбирается.
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

12

Не означить, словами не выразить путь того, кто обрёл веру в Господа.
Если б кто рассказать и осмелился, пожалел бы потом о содеянном!
Нет бумаги, пера иль писателя, — кто б сумел описать недоступное?
Только им, в Бога мыслию вперенным, открывается Имя Пречистое,
Имя Господа Незамутненное. — Им, кто духом тверд, полон верою!

13

Одной Верой Господь обретается,
Только Верою дух пробуждается,
Только верящий ясностью полнится,
Созерцая обители Божии,
И удары Судьбы не страшны для тех,
Кто уверовал в Имя Господнее, —
Даже смерти бог, грозный Яма сам,
Не берёт к себе их, поверивших!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!


14

Беспрепятствен Путь Верою движимых,
Честь и слава в миру освещают их.
Прям Путь Веры, распутья чужды Ему,
С дхармой накрепко скреплены верные!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!

15

И отверзнутся враты Спасения
Тем, кто истинно верует в Господа,
Ибо прочны устои верящих
И для них самих, и для ближних их!
С Верой Гуру ведёт ему верящих
И приводит их ко Спасению!
Им не нужно просить подаяния —
Милость Господа, Нанак, пребудет в них!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!

16

Пятеро признанных, пятеро избранных[xxxv>,
В доме Господнем вознесенных пятеро,
В царских чертогах блистательных пятеро!
Мысль о Всевышнем — единственный гуру их.
Словом иль думою неохватимые
Неисчислимы деяния Господа!
Бык, то есть Дхарма, дитя Состраданья,[xxxvi>
Верой извечною нас наполняешь Ты!
Те, кто пробужден, способны зрить Истину!
Тяжкое бремя Быком совлекается:
Наш мир и прочие все мироздания -
Силы-то сколькие нужны для этого?!
Божьих творений имен пестроцветие
Чертит и чертит Перо Высочайшее, -
Их перечислить здесь кто попытался бы?!
Если б рискнул, бесконечен был перечень!
Мощь безграничная, формы предивные!
Чудны дары Твои, Господи, — сколько их?!
Все это Волей Единою создано,
Жизней струение Господом задано!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,[xxxvii>
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

17

Неисчислимы молитвы, моления,
Подвиги, жертвы во славу Господнюю!
Нет счета книгам иль Вед песнопениям,
Йоги бессчетны, в бездомность ушедшие!
Сколько же бхактов, что мыслию вперены
В знание высшее гун совершенное!
Сколько их, в Истине Путь обретающих,
И милосердных дарителей — сколько их?!
Рати героев, врагов отвращающих,
Сонмы святых, лишь Тебя созерцающих!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

18

Сколько глупцов, в слепоте пребывающих,
Сколько воров, несвое проживающих,
Сколько властителей, силою правящих,
Мир покоряющих, мир покидающих!
Сколько преступников, зло исполняющих,
Грешников сколько, скверну свершающих!
Сколько лжецов, в мире лжи обитающих,
Сколько нечистых, в грязи утопающих,
Сколько хулящих, в хуле погибающих!
Что я, ничтожный, добавить осмелился б?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный

19

Нам не исчислить Имен и Обителей,
Нам не пройти всех Владений Властителя!
Слово “несчетный” к Тебе прилагает кто,
Бремя вины на себя возлагает тот![xxxviii>
Слогов сцепление — Имя Всевышнего,
Слогами славим Тебя, Небожителя,
Слогами Знание нам открывается,
В слогах же Гуны Твои воспеваются!
Речь и письмо — все на слогах построено,
Божие Слово слогами устроено,
И на челах, словно слогов сплетения,
Тайные знаки — Судеб возвещение!
Лишь на Тебе, кем все это начертано,
Нету слогов или знаков, иль черт иных!
Волей Твоею, Твоим Приказанием
Все в мире этом людьми обретается,
Все сотворенное — Имя Господнее,
Где нету Имени — нет мироздания!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

20

Руки ли, ноги ли, тело ль испачкаешь -
Свежей водою легко все смывается!
Если мочою одежду запачкаешь,
Мылом потри — тотчас все отмывается!
Дух, оскверненный дурными деяньями,
Именем Господа лишь очищается!
“Зло” и “добро” — не слова пустяковые:
Действий плодами Судьбу свою пишешь ты,
То, что посеял, то сам пожинаешь ты!
Помни, о Нанак: Господнею Волею
В мир мы приходим и вновь удаляемся!

21

Тиртх ли святых посещеньем, аскезою ль,
Щедрым даянием иль милосердием
Ты обретаешь заслугу никчемную -
С семя кунжутное, может, не более!
Я же, услышав Зов Господа, с верою
В тиртхе души омовенье вершу своё!
Всё, что имею в душе добронравного,
Это — Твоё, не моё оно, Господи!
Доброе в сердце Тобою сотворено,
Ведь без него и Любви к Тебе не было б!
О, Самосущий, — и в Майе и в Брахме Ты,
В книгах священных, во всём Ты присутствуешь!
Истиной Вечною, дивно прекрасною,
Радуешь сердце того, кто уверовал!
В пору которую, время в какое,
В сутки какие, в неделю которую,
В года какой из сезонов иль месяцев
Форма Твоя нам предстала — не знаем мы!
Сроки неясны и мудрому пандиту,
Будь то иначе — Пураны поведали б!
Срок не известен и судиям — кази,
Знали б то — было б в Коране написано!
Дни или сроки неведомы йогинам,
Нам же откуда б знать числа иль месяцы?!
Он, Вседержитель, Вселенной Создатель,
Всё сотворяющий ведает сроки!
Где отыщу подходящее слово?!
Имя Его как восславить сумею?!
Всякий о нём говорит непрестанно,
Другого глупее при этом считая!
Мощи Божественной нету предела,
Мир Его Волею создан, о Нанак!
Если бы кто, возомнивший в гордыне,
Будто на свете он всё понимает,
Вдруг пред Всевышнего оком предстал бы,

Не был бы с лаской он Господом встречен!

22

“Под одной преисподней — других сотни тысяч,
А над куполом неба — небес мириады!”, -
Таково слово Вед, и творцы их напрасно
Беспредельность Господню пытались постигнуть!
Христиан, мусульман, иудеев Писанья
К восемнадцати тысячам сфер Мирозданье
Возведя, утешались конечностью ложной,
Но бессчётное к счёту свести невозможно!
Ведь опора всего есть Господь-Вседержитель,
Беспредельностью явленный Мира Хранитель!
Если б кто исчисление мира задумал,
Потонул бы в расчётах, запутался в думах!
Величайшим, о Нанак, Его называют:

Только Сам Он природу Свою постигает!

23

Достославному Господу славу поем мы,
Но Великая Слава Его непостижна!
Мы — как реки, что с морем торопятся слиться,
И неведомо рекам величие моря!
Шире моря владенья царей и султанов,
Их богатства, их деньги — как гор громожденье,
Но всесильные мира ничтожней козявки,
Что чтит Господа, помня о Нем непрестанно!

24

О Господь, бесконечны Твои проявленья,
И Тебе славословиям нету пределов,
И Деянья, и Милость Твои безграничны!
Нет границы у зрения, нету у слуха,
И движение мысли Твоё непостижно,
И пределов Творенья не видно рассудку.
И откуда ни глянь — ни концов, ни начала,
И все те, кто пытались объять Необъятность,
Лили горькие слезы в отчаяньи тщетном,
Ибо Воли Твоей неизвестны пределы,
И узнать никому никогда не дано их,
И чем более слов в похвалу Тебе ищем,
Тем Величье Твоё беспредельней пред нами!
На высотах на горних Господь пребывает,
Горних высей превыше Высокое Имя!
Если б кто-то сумел Тебя выше подняться,
Он один мог пытаться понять Тебя, Боже!
Но постигнуть Себя только Сам Ты способен!
Нанак, знай: Милосердием Милость даётся!

25

О Господь, велика Твоя Милость к нам, смертным,
И величье Её описать невозможно словами!
Ты — Великий Податель, Ты всё, что есть в мире, даруешь,
Ничего не жалея для нас, и крупицы Себе не оставив!
Сколько ратников, Милость Господню взыскующих вечно,
Их несчетны ряды, и к Тебе бесконечны их просьбы,
Их нельзя сосчитать, даже мыслию их не охватишь,
Ибо нету названий для чисел, вмещающих сонм их!
Сколько в мире глупцов, что себя разрушают в пороках,
Сколько Милость принявших, но позже отринувших Бога!
И бессчетны болваны, чьи только о сытости думы,
И числа несть таким, что страдание терпят и голод!
И всё то, и всё это — Тобою, Податель, дается,
Узы жизни и смерти Твоей налагаются Волей!
Ей перечить иль как-то дополнить — никто не посмел бы,
Даже если б нашелся глупец, попытавшийся молвить иное,
Испытавши толчки и удары, он Истине внял бы!
Только Сам наш Господь знает, что и кому подаётся,
И сказать о том могущих мало средь смертных найдётся,
Но кого поученьем-советом Господь одаряет,
Тот, о Нанак, царём меж царей пребывает!

26

Запредельна “цена” Твоих Гун, Проявлений Господних,
Нет пределов в “цене” у того, чем с Тобою “торгуем”,
И “бесценны” “торговцы” на “торжище” этом вселенском,
И “хранилища” Гун Твоих тоже “цены” не имеют!
И не ведая “цен”, мы, “бесценные”, в мир этот входим,
И все так же, не зная “цены”, покидаем его мы!
И “бесценное” нечто в любви к Тебе, Господи, ищем,
Средоточие духа обретши, мы канем в “бесценность”!
И Высокий Закон, и Твой Суд ведь “цены” не имеют,
Нет “цены” на “весах”, и “бесценны” “торговые гири”![xxxix>
И Даянье “бесценно”, и Знак Твоей Милости, Боже,
Милосердье “цены” не имеет, “бесценен” Наказ Твой!
И “бесценней” “бесценности” Ты, наш Духовный Владыка,
О Тебе, Несказанном, словами сказать невозможно:
Кто, в Тебя мыслью вперившись, что-то сказать и пытался,
Тот, растратив слова, ничего не понявшим остался!
О Тебе речь ведут мантры Вед и Пураны[xl> святые,
И ученые, споря, твердят о Тебе в предреченьях,
О Тебе думы Брахмы, и Индры[xli> моленья — к Тебе же,
О Тебе песнопения Радхи-пастушки и Кришны,
И Владыки всех йогов и сиддхов слова — о Тебе же,
И бесчисленных будд о Тебе, их Создателе, речи!
Боги все и все демоны только тебя воспевают,
И благие, и люди святые к Тебе лишь взывают.
Много тех, кто пытается речью постичь Тебя, Боже,
И таких, кто в тщете всех попыток наш мир покидает,
Те и эти — создания Воли Твоей, о Создатель,
И создай их хоть столько ж — Тебя описать не сумеют!
Всех оценок и мнений Господь Наш превыше, о Нанак,
И Ему лишь известно, что Истины Столп — только Он же!
Тот, кто, всуе болтая оценивать Господа стал бы,
Величайшим глупцом пред всем миром навеки предстал бы!

27

Сколь чудесны врата, сколь прекрасна обитель,
И Господь Предержащий там в ней восседает!
Музыканты играют на всех инструментах,
Дивной музыки звуки разносятся всюду,
И мелодии, с ладами слитые, льются,
Воздух трелями полон, звучат песнопенья,
И поют восхваления ветра порывы,
И вода, и огонь воспевают Тебя там!
И сам Дхармы Властитель[xlii> поет Тебе славу,
И все служки Его распевают и пишут,
Пишут судьбы людские, а Дхармы Владыка
Их читает и мыслью вершит приговор Свой!
Брахма, Шива и Деви[xliii> в прекрасных нарядах
И в Твоих украшеньях Тебя воспевают!
И богини, и индры, у врат восседая,
В славословии дружном Тебя восхваляют!
И поют Тебе сиддхи, в самадхи[xliv> вошедшие,
С ними садху,[xlv> устойчивость в мыслях обретшие,
И святые отшельники, благость дарящие,
Жизнелюбцы, герои, себя не щадящие,
Многоумные пандиты, риши[xlvi> великие,
Гимны Вед распевают и славят Владыку!
И с небес, и с земли, и из нижних пределов
Хором славу поют Тебе юные девы!
Все сокровища мира свой блеск восхитительный
Направляют к Тебе, их Творцу и Властителю,
И все тиртхи святые Тебя величают,
И паломники дружно Тебя восхваляют!
И могучие воины славословят Тебя,
И поет все живое, что носит Земля,
Небеса и планеты, весь мир без конца
Песнопеньями славят Тебя, их Творца!
Но Тебя достигают лишь тех восхваленья,
Кто Твоей Благодатью наполнил моленья,
Им, к Тебе причащенным, дается такое:
Жить в любви и едином настрое с Тобою!
Есть мирьяды иных — все Тебя воспевают.
Что в них Нанаку? — Мысль его их обтекает!
Только Ты вековечен, Ты — наш Повелитель,
Твое Имя — свет Истины Высшей, Властитель!
Ты всегда был, Ты есть и извечно Ты будешь,
Над Тобою же созданным миром пребудешь!
Своей Волей создав мир существ иллюзорный,
Ты над ним восседаешь, достоинства полный,
И, любуясь твореньем Своим же, Властитель,
На его разноцветье взираешь в величьи!
Только то, что по сердцу Тебе, исполняешь,
А противное Воле Твоей отвергаешь!
Падишах падишахов! Надо всеми Ты старший!
Нанак жизнь свою строит, Твоей Воле предавшись!

28

Свой душевный покой сделай йога серьгами[xlvii>
И сумой или чашей смиренье пусть станет,
Вперив мысль в Имя Господа, сосредоточась,
Преврати её в пепел, тело йога покрывший!
Йога рубищем станет Твой страх перед смертью,
Беспорочное тело — йога жизнью бездомной,
Твоя преданность Господу пусть обернётся
Воплощеньем особости, посохом йога!
Пусть все те, кто вокруг, станут близкими духом,
Как для йогов “Ай Пантх”[xlviii> — Высочайшее Братство,
Если только себя самого обуздаешь,
Мир, тобой побеждённый, у ног твоих ляжет!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

29

Претворённое Знанье да станет едою,
Состраданье — йогиней-раздатчицей пищи,
И пускай зазвучат, словно в трапезной йогов,
В каждом сердце Божественной Музыки звуки!
И пусть Самость Твоя станет натхов Владыкой,
Что всех натхов ведет, как волов на верёвке,
А значительность ложная, к чуду готовность
Пусть других привлекает, служа им усладой!
Привлекая к Себе, от Себя отлучая,
Миром правит Господь Своей Воли веленьем.
И благое, и злое — все действия наши,
Всё записано Богом, Судьбу предрешая.
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

30

Говорят, что Праматерь, Великая Майя,
Силой йоги зачав, в срок затем разрешилась,
И чудесная тройка божеств первозданных
В свет явилась как тройка послушников Бога.[xlix>
И один — созидатель, всё в мире творящий,
А другой — охранитель и пищи податель,
Ну а третий — судьёй именуется грозным:
Суд вершит справедливый он денно и нощно.
Но все трое — явленья Божественной Воли,
Ибо миром Господь лишь Один управляет:
Как по нраву Ему, так и делает дело,
В этом Вечный Наказ Его, к людям идущий!
И за всем услеждая, Он сверху взирает,
И во всем Его Око, но Сам — недоступен:
Видит всех, но увидеть Его — невозможно, —
Разве большему чуду есть место на свете?!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

31

Сколько в свете миров — Ты на Троне повсюду,
Ты везде пребываешь, Вместилище Истин!
Что бы Ты ни задумал, всегда воплощаешь, -
Этот мир сотворён Тобой враз и навеки,
И, исполнив работу, глядишь со вниманьем
За всем созданным Волей Твоей, Созидатель!
Знает Нанак, что Вечного — вечно Деянье,
Что Господь — это Истины Столп Нерушимый!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

32

Лишь один возгласит — сотни тысяч подхватят,
И на зов — мириадов толпа отзовётся,
И по сто тысяч раз всякий миг разнесётся
Восклицанье “Джагдиш!”[l> — Имя Мира Владыки!
Претворив славословия в паури-строфы,
По ступеням-стопам можно к небу подняться,
Но нельзя и надеяться с Богом сравняться,
Потому что стать Им — никому невозможно!
Глас небесный расслышав, козявка ничтожная,
Что способна лишь ползать, войдя в искушение,
И гордыней исполнясь, в своем обольщении
Вдруг решила б, что небо — ее обиталище!
Знает Нанак: одною лишь Милостью Господа
Обрести Его можно иль только приблизиться,
Восхваленьями ложными Он не обрящется
И речами пустыми не достигается!

33

Мы не властны в речах — их Господь направляет,
И молчаньи не властны, и в просьбах-моленьях,
И вне сил наших слабых Даянье-Даренье,
И не вольны мы в жизни иль гибели нашей!
В обретении власти мы столь же безвластны
Или денег, чей звон Голос Вечного глушит.
Озарением, знанием, мысли движеньем
Лишь Господь, но не мы в полной мере владеет,
Нашу жизнь осветив, привести нас к Спасенью,
Разорвать узы сансары — Он лишь умеет!
И вся власть, и вся сила — в руках Господина,
Этот мир сотворив, Сам за ним наблюдает,
Кто вверху, кто внизу — Он Один лишь решает,
Ибо Воля Его безгранична, о Нанак!

34

Года сезоны, ночи и дни, лунные фазы, календари,
Ветров порывы, потоки воды, пламя и те, что под нами, миры,
Всё обустроив, Господь сотворил
Землю и в центр, словно храм, поместил.
На ней обитают мирьяды существ —
Имён не упомнить, названий не счесть,
Но помнит Господь все деяния их,
Он — Истины Суть, Его суд справедлив!
Особо сияет пятёрка святых,
И Милость Господня нисходит на них.
Деяний людских результат оценив,
Плод спел иль незрел, — то Создатель решит,
И Нанаку ясно: покинув предел
Сей жизни, её постигаем удел!

35

Теперь со ступени, где Дхармы основы,
Поднимемся выше, — о Знании слово:
Сколько миров с их огнями и водами,
Буйством ветров, богами, народами!
Сколько божеств, Шив иль Кришн почитаются,
Брахмы, несходные видом, рождаются, —
Бесчисленны твари, формы и лики, —
Всё сотворяется Волей Владыки!
Простор для деяний Господних любых,
Сколько здесь Меру, гор мировых!

Сколько наставников с их поученьями -
Древнему Дхруве[lii> подобных в сражении!
Сколько же лун или солнц, свет дарящих,
Сколько здесь Индр, на тронах сидящих!
Бессчетны миры во Вселенной Господней,
И в каждом — царства, страны, народы!
Несметны в них сиддхи, натхи иль будды,
Несчётны обличья богини Дурги,[liii>
Бесчисленны боги, святые, титаны,
Сокровищ дивных полны океаны!
Недр изобилье, всё дышит, колышется,
Сколько речей — Голос Божий в них слышится, -
Сколько царей, падишахов, династий,
Текстов священных, к культам причастных, -
Знай, Нанак: нету конца бесконечному,
Нету — как Воли Божьей Всевечной!

36

На Стадии Знанья блистает Познание —
В лучах Его тают остатки незнания,
И музыки легкость, и волны блаженства
Для тех, кто в Познаньи обрёл совершенство!
А далее — Поле Духовной Работы,
Усилий ступень, где прекрасны все формы,
Где дивное диво Господь сотворяет..., -
Увы, рассказать о том — слов не хватает!
А если бы кто-то поведать посмел бы, -
О том до кончины своей сожалел бы!
Там Озарение мысль очищает,
Там Пробужденье души наступает,
Там боги и сиддхи, в Сознания новь
Входя, обретают покой и любовь!

37

Ступень Воздаяния следом идет,
Духовная Сила Её создает,
Там Милость Господня всецело царит,
Тому, кто вне Бога, туда путь закрыт!
Там сонмы счастливых мужей-небожителей,
Великосильных героев-воителей, —
Как Раму Ситы любовь наполняет,
Так души их Божьим Величьем сияют!
Блистательны формы, и слов не сыскать,
Чтоб их красоту хоть слегка описать!
Живут они вечно, смерти не зная,
Манас их — Рамы Обитель Святая,
И тварного мира ложный удел
Им, преданным Богу, не ведом совсем!
И бхакты, из разных прибывши миров,
Здесь Волей Господней нашли себе кров,
Блаженство вкушают и славят Творца,
Что Светом Всевечным их полнит сердца!
А далее — Истины Высшей Предел,
Обитель Того, Кто вне слов и вне тел,
Кто мир сотворив, им любуясь, глядит,
Чей взор благодетельный Милость дарит!
Той Истины Свет проницает здесь все:
Миры, небеса, даже Брахмы яйцо![liv>
Попытка конец в Бесконечном найти
Сулит неуспех, ибо слов не найти.
Всех форм не исчислить, нет счета мирам
Их Собственной Волей Господь зиждет Сам,
Творя, созерцает деяний узор,
И Мысль Его ясна, и радостен взор!
О Нанак! Стараться Его описать —
Пытаться твердейшую сталь изгибать!

38

Но мы в перековку ввергаем себя,
И нам указание — Воля Твоя!
Воздержанность в чувствах — пусть кузницей станет,
Упорство — трудом кузнеца непрестанным,
И ум — наковальней, а молотом — Знанье,
Что, разум вправляя, шлифует Познанье.
И страх перед Господом будет мехами,
Движеньем которых воздуется пламя,
И огнь, вычищая окалину смерти,
В горниле Любви отформует Бессмертье!
Пред праведным Слово Господне предстанет
Как двор, где Властитель монеты чеканит,
И блеском златым, претворенным в червонце,
Пусть Истины Свет воссияет как солнце!
На тех, к кому взором Господь прикоснётся,
В деяньях благих Его Милость прольётся,
И Богом обласканный, Нанак считает:
Господь Милосердьем его направляет!

шлока

Как воздух — живому, так Гуру — благому!
Вот Небо-Отец. — Он дождём орошает
Мать-Землю и в Ней всех существ порождает,
А Та, Повелителя Воле послушна,
Несёт в своём лоне огромном все души.
Вот День. — В нераздельности с Ночью-Подругой
Дитя развлекают, лаская друг друга,
И мир, их ребёнок, резвится беспечно
Под нежным присмотром наставников вечных.
Вот Дхармы Владыка — Закон соблюдая,
Он список поступков усопших читает
И, зло от добра отделив, строго судит,
Кто к Господу ближним, кто дальним пребудет.
И ведает Нанак: есть люди чистейшие,
Хранящие в мыслях Имя Светлейшее,
Их подвигам трудным отверзнутся двери
Спасенья для них и для братьев по Вере!


--------------------


--------------------
Безмолвно скакала по вереску дикая охота короля Стаха, наклонившись вперед, мчались серые, призрачные всадники.


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Костя
сообщение 15.1.2007, 12:32
Сообщение #2


мне тут нравится
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 579
Регистрация: 23.4.2004
Из: MO
Пользователь #: 144
Благодарили 481 раз




Репутация:   87  


Встреча с сикхами

составил Владимир Сазонов по материалам
беседы с господином Kanwer Deep Singh,
ученым представителем сикхской общины
гурдвары Sis Ganj Sahib, Дели, 27.12 1998
Бродя по улицам Старого Дели, пробиваясь сквозь плотные потоки людей, обходя застрявшие в безнадежной пробке повозки, коляски велорикш и малополезные автомобили, я остановился у храма, в который спешили люди в чалмах. Вежливый сикх тут же подошел ко мнре и пригласил посетить храм. Я еще не опомнился от "культурного шока" первого дня в Индии, и с большим подозрением относился к пристающим ко мне прохожим. Я сухо извинился и пошел дальше, но пройдя несколько метров, остановился и вернулся к храму - все-таки приглашали меня не куда-нибудь, не в сувенирную лавку и не в туристское агенство, а в храм - почему бы не пойти ? Я стал снимать ботинки, но тот же сикх снова подошел ко мне и провел вглубь в специиальную комнату, где будет сохраняться моя обувь. Там я познакомился еще с несколькими сикхами.

История храма Sis Ganj

Гурдвара (сикхский храм) Sis Ganj посвящена памяти учителя Гуру Тегх Бахадура, девятого сикхского Гуру. Гуру любил музыку, стихи, медитацию, свободу и милосердие. Во время своей миссии в Бенгалии и Ассаме он услышал о преследованиях браминов и принуждениях браминов принять ислам. Пятьсот браминов во главе с Пандитом Кирпа Рамом из Кашмира обратились к Гуру Тегх Бахадуру за помощью. Гуру Тегх Бахадур сказал : "Передайте султану Аурангзебу, что если ему удастся обратить Гуру Тегх Бахадура в ислам, то все брамины и иъ последователи обратятся вслед, а если - нет, то пусть он прекратит преследование браминов".

Гуру Тегх Бахадур поехал в Агру, где тут же попал под арест и был доставлен к султану. Султан пытался убедить гуру Тегх Бахадура, что идолопоклонники должны быть физически подавлены. Хотя Гуру Тегх Бахадур все время проповедовал против идолопоклонства и брахманизма, он настаивал на том, что насильственное принуждение к вере в любой форме не может быть оправдана никакими моральными или духовными соображениями - это жестоко и бесчеловечно и не согласуется ни с какими моральными нормами высших религий. Он отказался показывать чудеса ради своего спасения, ибо считал, что демонстрация окультной силы не пристойна истинным святым и пророкам.

Султан схватил сначала учеников Гуру Тегх Бахадура и жестоко казнил каждого из них на глазах у Учителя. Но зрелище героического мучесничества учеников не смутило разум Гуру Тегх Бахадура. Гуру был публично казнен под деревом, пень от которого сейчас сохраняется как реликвия внутри Храма 11 ноября 1675. Гурдвара Sis Ganj воздвигнута на месте казни Учителя.

Подвиг Гуру Тегх Бахадура примечателен тем, что был совершен ради защиты чужой веры, против которой он сам все время боролся.

Внутри храма Sis Ganj

В храм полагается входить без обуви, внутри храма нельзя курить и снимать головной убор (как в синагоге). Внутри храма я не обязан делать никаких пожертвований и тратить деньги.

Перед входом в храм в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной чистой теплой водой, следовало мыть ноги. поднялся по мраморным ступеням. Меня приветствовал улыбающийся охранник в чалме с алебардой. Храм выглядел по-новогоднему, украшенный блестящей мишурой.

Внутри храма сидели музыканты и исполняли гимны. Посетители входили, совершали поклон Священному Писанию сикхов, и медитировали, сидя на ковре и слушая пение. Каждый обходил вокруг места памяти Еуру Тегх Бахадура, и совершал поклоны в знак почтения.

Перед выходом из храма охранник направил меня к большому котлу, где каждомы выходящему выдавали кусок сладкого пудинга. Мне в ладони положили теплый ком, похожий по вкусу на халву.

Обязательным аттрибутом гурдвары является лангар - общественная столовая, примыкающая к храму. Прихожане самостоятельно в виде "пожертвований" храму приносят продукты, готовят еду, моют посуду, убирают со столов и моют полы. В столовой очень чисто (что не характерно для Старого Дели !). Другие прихожани и иноверцы всегда могут бесплатно поесть.

Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время.

После посещения храма я вернулся за своей обувью. Господин Канвир Дип Сингх пригласил меня в свою комнату. В первую очередь он принес мне чай и предложил разделить с ним обед...

Во что верят сикхи ?

Ты думаешь что сикхи - террористы и фанатики - как утверждают некоторые индийцы ? Ты вычитал в своей энциклопедии что сикхизм - это смесь индуизма и ислама ? Сикхизм - самостоятельная религия не похожая ни на что другое. Сикхи любят всех людей на Земле и считают их своими братьями. Это индуисты и мусульмане проповедуют любовь а борятся друг с другом, фактически демонстрируя ненависть...

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Никто не знает его настоящего Имени. Да кто и как может знать Имя его ? Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполненна Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведет и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.

Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из нас). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. до Творения не было ничего - ни рая ни ада ни трех миров - только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рожден и не перерождается ни в какой форме - он присутствует везде как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем.

Как ему поклоняться ? Только медитиацией его Именем и пением его молитв. Никакие божества, демоны, духи не достойны поклонения.

Что будет с человеком после смерти ? Неправильны представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Сказки о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и "благих деяниях" - все это попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не стоят и ломанного гроша. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, как думают атеисты, а сохраняется, как все что существует.

Что же нужено делать ? В первую очередь - быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом - Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто тебя не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально твои "добрые дела"), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого ты открываешь внутри себя. Ты свободен в своей воле. Бог создал Природу с ее законами - ты можешь сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Также и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает тебе природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело твоей собственной воли. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, ты встречаешь сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое "родство" с иудаизмом. Бог сикхов не связан с "избранным народом" и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведет и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде "голосов с неба", знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других - наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смерью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючек страха перед смертью, предлагая "спасение", рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех - никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

Развивая внутри себя веру и любовь, ты даешь выход своим естественным стремлениям. Никакие связенные писания и формальные знания не помогут тебе в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи подобной собаке - но не бездомной собаки, а собаки у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы - у всех по две руки, две ноги, два глаза... Натура людей одна и та же, независимо от его происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, "уровней сознания" и "уровней спасения". В каждом человеке есть бог и есть возможности духовного роста и развития.

Человек не начинает свю жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается еще собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас - беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего "Я" - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего "Я" до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не подвижники и не материалисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой и природными силами. Чрезвычайно увлекаяст этим, ученые создают иллюзии. Что является лекарством от болезней ? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Кто такой Гуру для сикхов ? Истинный Гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живет свой Гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сиккхское учение и священное писание сформугировал Гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикских Учителей. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

Каждый сикх проходит крещение (процедуру Амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) - Kesha ( нетронутые волосы, спрятанные под чалму), Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara - стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan - меч, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Погребальная церемония сикхов - кремация. После кремации пепел умершего бросается в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сполчении их друг с другом, для изучения традиции и писания , для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное - чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны ее питать и поддерживать.


--------------------
Безмолвно скакала по вереску дикая охота короля Стаха, наклонившись вперед, мчались серые, призрачные всадники.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Рамачандра
сообщение 24.1.2007, 13:59
Сообщение #3


सीताराम
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 2123
Регистрация: 24.7.2006
Из: अवध
Пользователь #: 2534
Благодарили 10526 раз




Репутация:   923  


Большое спасибо! Я был в сикхском храме Гуру Нанак Сат Санг Сабха в Ченнае - меня приятно удивила чистота (по сравнению с храмами индусов), и дружелюбие служителей: только мы вошли внутрь, к нам тут же подбежал служитель с порцией сладкого прасада, бесплатного, в отличие от любого индуистского храма. Никаких попрошаек и брахманов-рекетиров. Воспевание Шри Гуру Грантх Сахиб приносит духовное благо и чувство встречи с Божественным. Сами сикхи - красивые хорошо сложенные люди в большинстве своём - и женщины и мужчины.

Второй раз я слышал Шри Гуру Грантх Сахиб в христианском монастыре Шантиванам, где во время литургии есть "чтение из Священных Писаний Мира". Очень впечатлила сама книга, к тому же, в ней есть стихи, написанные моим любимым поэтом Кабиром - как только вернулся домой, сразу принялся за чтение отрывков из книги.


--------------------
श्री राम जय राम जय जय राम


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия | www.hari-katha.org | Библиотека Вайшнавизма | Сейчас: 25.4.2024, 12:58
© 1999-2024 Hari-katha.org All rights reserved.
День рождения проекта: 15.03.1999г.