Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Вайшнава-Тантра как она есть / Устраняем заблуждения, Кундалини / Вайшнава-Дакшиначара / Панчаратра / Йогапитх
Vishnudut1926
сообщение 15.2.2011, 19:00
Сообщение #1


RIG VEDA 1.22.20
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 419
Регистрация: 14.4.2010
Из: Москва
Пользователь #: 6112
Благодарили 1351 раз




Репутация:   101  


За последний месяц я несколько раз услышал и прочитал несколько просто вопиющих заблуждений о вайшнава-тантре, поэтому решил сделать небольшой обзор для ликвидации безграмотности.

В данном обзоре читатель сможет найти ответы на такие вопросы как.

1. Что такое Панчаратра? Какое отношение она имеет к тантре?

2. Почему Гаудийа-Вайшнавы безразличны к поднятию кундалини-шакти?

3. Какие отличия существуют между Богиней Шримати Радхарани-Деви и Дургой-Деви?

4. Какие тантрические элементы существуют в Гаудия-Вайшнавизме?

5. Используют ли гаудия-вайшнавы тантрические биджа-мантры?

6. Что представляет из себя тантрическая медитация Йогапитх?

7. Правда ли что без практики Йогапитха невозможно обрести Манджари-Бхаву?


Данный обзор основан на двух источниках. Они мне очень понравились и я решил сделать компиляцию-перевод.

Итак,

"Вайшнава-Тантра как она есть или почему вайшнавы безразличны к кундалини-шакти"


Источники перевода:


1. Swami B.V. Tripurari "Tantric Literature And Gaudiya Vaishnavism"- http://www.vnn.org/editorials/ET9901/ET05-2795.html

2. Hare Krishnas (Gaudiya Vaisnavas) and tantra tradition - http://www.veda.harekrsna.cz/encyclopedia/scriptures.htm


Вопрос: Не могли бы Вы более подробно рассказать о системе Панчаратры и Тантре? Как они связаны с вайшнавизмом, как практикуются? Какое влияние данные системы оказали на Гаудийа-Вайшнавизм?

Различные вайшнавские культы считают канон «Панчаратра» священным. «Панчаратра», а также тантрические священные писания олицетворяют собою женский принцип священной литературы. В таких Писаниях особое внимание придаётся превосходству Шакти над Шактиманом.

Подобные Писания также часто называют «самхиты», «агамы», «панчаратра», «тантра».

Если говорить о Гаудийа-Вайшнавах, то мы главным образом опираемся на такие тексты как «Шри Нарадапанчаратра», «Гаутамийа-Тантра» и «Брихад-Гаутамийа-Тантра».

Мантры, которые используются в Гаудийа-Вайшнавизме главным образом взяты из «Шри Нарада-Панчаратры», которая посвящена Верховному Господу Шри Кришне в аспекте Шри Враджа-Кришны. В данной книге также упоминается и Богиня Шримати Радхарани-Деви.

В «Шри Чайтанья-Чаритамрите» Шри Шримад Кришнадас Кавирадж Госвами уделил очень много внимания прославлению Богини Шримати Радхарани-Деви, а также детальному объяснению Шри Радха-Таттвы.

«Шри Чайтанья-Чаритамрита», Ади-Лила, 4.83


«Трансцендентная Богиня Шримати Радхарани — вечная спутница Верховного Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она — Самая Почитаемая среди Богинь Процветания. Все в Ней привлекает Всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — Предвечная Внутренняя Энергия Господа». (КОММЕНТАРИЙ: Это текст из «Брихад-Гаутамия-Тантры».)

Все тантрические писания (впрочем, как и саму Тантру) можно разделить на 2 класса:


1. Тантра Левой Руки (Тантра Левого Пути, вамачара). Вамачара – это различные культы, которые связаны с различными вульгарными, тамасичными практиками и сексуальными оргиями. Данный путь совершенно не интересует вайшнавов.

2. Тантра Правой Руки (Тантра Правого Пути, дакшиначара). Дакшиначара опирается на различные очистительные ритуалы, поклонение в храме, крайне строгую садхану и такое же строгое поклонение Изначальной Шакти.

Таким образом, все гаудийа-вайшнавы строго опираются на Тантру Правого Пути (дакшиначару) для того, чтобы стать служанками Шримати Радхарани-Деви, которая возглавляет всех Гопи Левого Крыла***.

(***Прим. переводчика – в Духовном Мире существуют гопи правого крыла и гопи левого крыла, соответственно дакшина-гопи и вама-гопи. Дакшина-гопи всегда очень милы и вежливы с Шри Кришной, их возглавляет Шримати Чандравали-Деви. Вама-гопи, наоборот, обычно не щадят Шри Кришну: постоянно отпускают в Его адрес различные шутки, могут ругаться с Ним и подолгу дуться на Него).

Если внимательно изучать «Шримад-Бхагаватам», то становится ясно насколько сильны в нём идеи Тантры Правого Пути (дакшиначары).

В Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам» Верховный Господь Шри Кришна рассказывает Шри Уддхаве о вайдика-бхакти и тантрика-бхакти.

«Шримад-Бхагаватам», 11.27.49


evam — таким-образом; kriyā-yoga — крийя-йога, поклонение Божеству; pathaiḥ — процесс; pumān — человек; vaidika-tāntrikaiḥв Ведах и Тантрах; arcan — поклоняется; ubhayataḥ — в этой и следующей жизни; siddhim — сиддхи, совершенство; mattaḥ — от Меня; vindati — получает, достигает; abhīpsitām — желаемое.

«Та джива, которая поклоняется мне в духе вайди-бхакти, используя различные предписания из Вед и Тантры получает от Меня желаемые плоды своей практики как в этой жизни, так и в следующей».


Вайдика (вайди-бхакти) – это различные жертвоприношения с использованием мантр из всех Четырёх Вед и вспомогательной Ведической Литературы.

Тантрика (тантрика-бхакти) опирается на такие Писания как «Панчаратра» и «Гаутамийа-Тантра».

Заметьте, что в данном стихе Верховный Господь Шри Кришна говорит о смешанном методе поклонения. То есть садхана всех гаудия-вайшнавов является смешанной.

Что касается Агам , то в них можно найти детальные описания таких ритуальных действий как инициация, поклонение Божествам, проведение праздников и фестивалей, строительство храмов, изготовление Образов Божеств, а также описание таких разделов йог как Крийа-Йога, Чарья-Йога и Джнана-Йога.

Если говорить о традиции гаудийа-вайшнавизма, то для нас идеальной Агамой является «Хари-Бхакти-Виласа» Шри Шримад Санатаны Госвами.

«Хари-Бхакти-Виласу» также иногда называют Смрити Гаудийа-Вайшнавизма.

Некоторые люди не принимают канона «Панчаратра», но Шри Шримад Рамануджа-Ачарья когда-то написал «Агама-Праманью» именно для того, чтобы вывести весь метод панчаратры на строго Ведическую основу.

А такому величайшему Ачарье в линии Шри Сампрадайи, как Шри Шримад Веданта Десика, приписывается заслуга придания Панчаратре крайне авторитетного статуса во всех ортодоксальных брахманических кругах. Такая знаменитая эмблема Гаудия-Матха как Бхагавата/Панчаратра, введенная Шри Шримад Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром прекрасно отражает наше мнение по данному вопросу.

Итак, Гаудия-Вайшнавы следуют пути дакшина-марга (Тантра Правой Руки). Если говорить вкратце, то это путь арчаны и поклонения Мурти Верховного Господа Шри Кришны и Богини Шримати-Радхарани Деви.

Есть также так путь вама-марга или Тантра Левой Руки. Данный вид тантры связан с сексуальными оргиями и различными «нечистыми» практиками. К сожалению, на Западе под словом «тантра» люди обычно понимают Тантру Левой Руки.

Ни одна из классических вайшнавских сампрадай, естественно, не имеет никакого отношения к Тантре Левой Руки. Вайшнавы относятся к Тантре Левой Руки с большим презрением.

Почему Гаудийа-Вайшнавы безразличны к поднятию кундалини-шакти?


Коснёмся такой темы как кундалини. Поднятие кундалини глубоко неинтересно гаудия-вайшнавам.

В соответствии с гаудия-вайшнава сиддхантой, кундалини является всего лишь незначительной трансформации пракрити. Кундалини, пракрити – всё это принадлежит к материальному миру, к иллюзорной энергии (Майа-Шакти) Верховного Господа Шри Кришны.

Всё, что имеет отношение к майе и материальной энергии, не интересует вайшнавов. Всё это поверхностно. Главное – это поклонение Верховному Господу Шри Кришне и существование лишь ради Его Наслаждения.

Шри Кришна – Верховный Наслаждающийся, такова сиддханта. То, что какая-нибудь баддха-дживы научилась поднимать кундалини, глубоко неинтересно Верховному Господу Шри Кришне. Он – Шактиман и Повелитель бесчисленных шакти.

В Тантрах, которые принадлежат школам шиваитов и шактов говорится, что Кундалини-Шакти по сути является чистым сознанием. Здесь следует понимать следующий момент. Когда шиваиты и шакты говорят подобное, они имеют в виду Кундалини в её духовном аспекте - как духовно-трансцендентную Шакти Верховного Господа Шри Кришны, полностью свободную от влияния майи и не имеющую никакого отношения к омерзительной природе пракрити.

Если гаудия-вайшнавы говорят о Кундалини в духовном смысле, то они понимают под этим лишь Духовно-Трансцендентную Шакти Верховного Господа Шри Кришны или Хладини-Шакти, которая также известна под такими именами как Шримати Радхарани Деви и Шримати Лакшми-Деви.

Какие отличия существуют между Богиней Шримати Радхарани-Деви и Дургой-Деви?


Заметим, что Верховный Господь Шри Кришна обладает бесчисленным множеством Шакти самой различной природы.

В свою очередь, Верховная Богиня Шримати Радхарани Деви также обладает бесчисленным множеством Шакти.

Таким образом, Верховная Богиня Шримати Радхарани-Деви (парипурнатама) может создавать такие Экспансии как Шри-Шакти, Бху-Шакти и Лила-Шакти. Более подробно данные Шакти описываются в «Шри Гарга-Самхите» (стихи 1.15.69 – 70).

«Шри Гарга-Самхита», 1.15.69

shri-krishnasya— Господа Шри Кришны; parasya—Верховной Личности Бога; api—также; caturdha—четыре; tejasah—энергии; abhavat—стали; lila—Лила; bhuh—Бху; shrish—Шри; Ча—and; Вираджа—Viraja; catasrah—четыре; patnyah— Жёны ; eva—действительно; hi—точно.

Четыре Энергии Верховного Господа Шри Кришны, а именно Лила, Бху, Шри и Вираджа стали Его Жёнами:

«Шри Гарга-Самхита», 1.15.70

sampralinah—вошли; ca—также; tah—они; sarvah—все; radhayam—Богиня Шримати Радхарани-Деви; kunja—лесу; mandire—дворце; paripurnatamam—Шримати Лакшми-Деви, Богиня Удачи; radham—Богиня Шримати Радхарани-Деви; tasmat—поэтому; ahuh—говорят; manishinah—мудрые.

«И так как все эти Богини вошли в Форму Верховной Богини Шримати Радхарани-Деви, мудрецы говорят, что Богиня Шримати Радхарани Деви является Верховной и Изначальной Богиней Процветания».


Гопи Лалита известная также как Богиня Дурга-Деви также является одной из бесчисленных Экспансий Шримати Радхарани-Деви («Шри Гарга-Самхита», 1.16.26).

«Шри Гарга-Самхита», 1.16.26.


tvam—Ты; brahma—Брахман; ca—и; iyam—Она; prakritih—пракрити; taöastha—граница; kalah—время; yada—когда; imam—Она; ca—также; viduh—они знают; pradhanam—прадхана; mahan—махат-таттва; yada—когда; tvam—Ты; jagat—вселенная; ankurah—исходят; asi—Ты есть; radha—Богиня Шримати Радхарани-Деви; tada—тогда; iyam—Она; sa-guna—тремя гунами; ca—также; maya—Майа, иллюзорная энергия.

«О Верховный Господь Шри Кришна, когда Ты становишься Брахманом, Богиня Шримати Радхарани-Деви становится Пракрити. Когда Ты становишься Временем, Шри Радха становится Прадханой. Когда Ты принимаешь образ Махат-Таттвы, из которой исходят все Вселенные, Богиня Шримати Радхарани-Деви становится иллюзорной энергией Маей, которая управляет тремя гунами».

В качестве подтверждения данной сиддханты мы приведём стих 127 (43)*** из хорошо известного текста школы шакти под названием «Лалита-Сахасранама» («Тысяча Имён Шримати Лалиты-Деви»). В данном тексте Лалиту называют Шрикари, что значит «Супруга Верховного Господа Шри Вишну, которая приносит процветание Его преданным).

*** «Лалита-Сахасранама» - http://sanskritdocuments.org/doc_devii/lalita.itx

Тантрические элементы в Гаудия-Вайшнавизме. Тантрические биджа-мантры. Йогапитх.


Теперь рассмотрим некоторые тантрические элементы в Гаудийа-Вайшнавизме. Наш обзор является фрагментарным, на самом деле, эта тема крайне обширна.

В форме вопросов и ответов мы рассмотрим лишь очень маленькую "верхушку айсберга".

1. Приведите, пожалуйста, пример Тантрической Мантры, которую обычно получают вайшнавы от своего Гуру.

Один из примеров – это Аштакара Гопала Мантра. Данная мантра объясняется в «Урдхвамная-Тантре», которая, кстати, также включает в себя и Гаура-Мантру. У нас, в Сарасвата Гаудия Матхе, существует семь гайатри-мантр.

Мы храним их в строгом секрете, их нельзя разглашать.

2. Используются ли Тантрические Биджи в Тантрических Мантрах вайшнавов?

Да. Перечислим их. Клим (Вишну-Таттва), Шрим (Шакти-Таттва) и Аим (Гуру-Таттва).

Биджа для Кали – это Крим.

Мы ещё раз напомним, что вайшнавы ни в коем случае не поклоняются Богине Кали и не почитают её.

3. Вы говорили, что Веды – это бхава-бхакти (рагануга-бхакти), а Тантры – это вайди-бхакти и ритуалы. Как это согласуется с тем, что гаудия-вайшнавы используют Тантрические Мантры?

Наша главная мантра (можно назвать её вайдика-мантрой) – это Хари-Нама или Харе-Кришна-Маха-Мантра, которая упоминается в «Кали-Сантарана-Упанишаде», а также некоторых других текстах. Это вайдика.

Что касается тантрической части нашей садханы, то это - арчана. Заметьте, что арчана носит вспомогательный и поддерживающий характер. У арчаны ни в коем случае не может быть доминирующей роли.

То, что работало в Двапара-Юги и последующую юга-сандхью совершенно не работает в Кали-Югу.

Процитируем «Шри Нараяна-Самхиту».

«Шри Нараяна-Самхита»

dvAparIyair janair viSNuH paJcarAtrais tu kevalaiH kalau tu nAma-mAtreNa pUjyate bhagavän hariH

В Двапара-Югу баддха-дживы должны поклоняться Верховному Господу Шри Вишну используя лишь свод регулирирущих принципов из «Нарада-Панчаратры» и других авторитетных текстов. Но в Кали-Югу, люди должны просто воспевать Святые Имена Верховного Господа Шри Кришны (Шри Хари).


4. Перечислите, пожалуйста, различные биджа-мантры.

1. HAUM – используется для поклонения Махадеву Шиве.

2. DUM – используется для поклонения Богине Дурге.

3. KRIM – посвящена Кали Ма.

4. HRIM – используется для поклонения Бхуванешвари Ма.

5. SRIM – используется для поклонения Богине Шримати Лакшми-Деви.

6. AIM – используется для почитания и преклонения перед Богиней Шримати Сарасвати-Деви.

7. KLIM – использутся для поклонения Махешвари.

8. HUM – используется для поклонения Деви.

9. GAM – используется для поклонения Махешвари (Га – означает Шри Ганеша).

10. GLAUM – это для почитания полубога Шри Ганеши.

11. KSRAUM – используется для почитания Господа Нрисимхадева, одного из грозных аспектов Верховного Господа Шри Кришны, который всегда защищает Своих слуг.

12. STRIM – используется для поклонения Махешвари.

Сделаем пару примечаний.

Как видно мантра АИМ посвящена Богине Шримати Сарасвати-Деви. Заметим также, что мантра АИМ используется в поклонении Трём из Восьми Главных Сакхи Богини Шримати-Радхарани Деви (Ашта-Сакхи).

Одна из Ашта-Сакхи Богини Шримати Радхарани-Деви является Изначальной Богиней Шримати Сарасвати Деви. Одна из Её экспансий – это Шримати Ади-Сарасвати-Деви, которая живёт на Шри Вайкунтхе.

Приведём пару цитат в подтверждение.

«Шри Брахма-Вайварта-Пурана», 4.6.79.

«По Левую Сторону от Верховного Господа Шри Вишну они увидели воплощение самой красоты, очаровательную и благочестивую Богиню Шримати Сарасвати-Деви. В руках Богиня Шримати Сарасвати-Деви держала флейту, вину и книгу. Богиня Шримати Сарасвати-Деви – Повелительница Высших Планет и Само Олицетворенное Знание».

«Шри Брахма-Вайварта-Пурана», 4.6.256.

«О Радха, не печалься. В Своей Трансцендентной и Вечной Форме Господа Нараяны Я вернусь на Шри Вайкунтху вместе с Богиней Лакшми и Богиней Сарасвати».


Заметим также, что на Шри Вайкунтхе живут и другие изначальные Формы многих Богов.

«Падма-Пурана», Уттара-Кханда, 256.23.

«В центре Шри Вайкунтхи обитают Божества огня, Солнца и Луны, а также Шри Курма-Аватара, Господь Ананта-Шеша и Шри Гаруда, который является Повелитем всех трёх Вед. Олицетворенные Ведические Гимны и все Священные Мантры также проживают на Шри Вайкунтхе. Скажем более того: вся Шри Вайкунтха, которая в Смрити-Шастрах известна как Йога-Питха, состоит из Вед».


"Варада-Тантра» - это тантра школы шактов, в ней мантра KLIM приписывается Махешвари.

В «Гаутамийа-Тантре» даётся следующее значение мантры KLIM:

klim-karad-asrjad visvam iti prana sruteh sirah la-karat prthivi jata ka-karaj jala-sambhavah i-karad vahnir utpanno nadad vayur ajayata bindor akasa-sambhutir iti bhutatmako manuh

«В Упанишадах говорится, что вся Вселенная была создана из слога KLIM. Вода была создана из буквы К, земля из буквы Л, огонь из буквы И, воздух из буквы М, а эфир из Точки. Таким образом данная мантра является пятеричной».


«Брихад-Гаутамийа-Тантра»

ka-karah purusah krsnah sac-cid-ananda-vigrahah i-karah prakrti radha nitya-vrndavanesvari las canandatmakam prema-sukham tayos ca kirtitamcumbananda-madhuryamnada-binduh samiritah

«Буква К – это Сам Верховный Господь Шри Кришна и Его Трансцендентно-Духовная Форма, которая олицетворяет Вечность, Знание и Блаженство. Буква И – это Его Шакти, Верховная Богиня Шримати Радхарани-Деви, которая является Вечной Владычицей Шри Вриндавана-Дхамы. Буква Л олицетворяет собой блаженство духовной любви. М олицетворяет собой всю сладость того блаженства, которое возникает когда Верховный Господь Шри Кришна дарит Свои поцелуи Верховной Богине Шримати Радхарани-Деви».


5. Что подразумевается под такой практикой как Йогапитх?

Йогапитх – это самое сокровенное место встречи Верховного Господа Шри Кришны и Богини Шримати Радхарани-Деви.

Сама практика Йогапитх – это тантрическая медитация, которая заключается в том, что садхака видит себя служанкой Верховного Господа Шри Кришны и Богини Шримати Радхарани-Деви, которая подносит им различные дары и всячески ухаживает за Божественной Четой.

«Шри Говинда-Лиламрита», 94-95
kalpa-drumAdhaH-sthita-ratna-mandiraM gopAla-siMhAsana-yoga-pIThakam | yam AgamajJAH pravadanti yaM hareH priyA-gaNaH keli-nikuJjam Aha ca ||94||
evaM-vidhaM taM sthala-rAjatallajaM kandarpa-lIlA-sukha-satra-mandiram | govinda-saMsmArakam Atmano guNair vIkSyAparAdhA sa-sakhI-tatir mudam ||95||

«Под тем деревом кальпа-друма находится дворец, а во дворце находится Трон Верховного Господа Шри Кришны. В той Священной Дхаме всё состоит из драгоценных камней. Агама-Шастры говорят, что именно в этой Священной Дхаме Верховный Господь Шри Кришна и Его Возлюбленные Гопи устраивают Свои бесчисленные Лилы. Это Священная Дхама – Царица всех существующих священных дхам и именно здесь проходят все Лилы Господа Любви, которые исполнены счастья и блаженства. Лилы эти несут огромнейшее благо баддха-дживам и служат им напоминанием о том, что обретя Даршан Верховного Господа Говинды, джива своими качествами станет похожа на Богиню Шримати Радхарани-Деви и Её Дорогих Сакхи».


Процитируем также стих из «Шри Санкальпа-Кальпадрумы» Шри Шримад Вишванатхи Чакраварта Тхакура (прим. переводчика – я напомню читателю, что существует блистательный перевод данной книги, который сделал Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж, данный перевод можно найти на сайте purebhakti.com).

«Шри Санкальпа-Кальпадрума», 52

vRndAvane sura-mahIruha-yoga-pITha-sim-hAsane sva-ramaNena virAjamAnam pAdyArgha-dhUpa-vidhu-dIpa-catur-vidhAnna-srag-bhUSaNAdibhir aham-paripUjayAni

«О Богиня Шримати Радхарани, Ты вместе с Господом Шри Кришной удобно расположишься на троне, который находится во Вриндаване, Йогапитхе, под самим деревом желаний. О Радха, я же буду служить Тебе и предлагать Тебе падью, архгу, ароматные масла, камфору, лампы, гирлянды, украшения и четыре вида изысканных явств».


Йогапитха также упоминается Шри Шримад Рупой Госвами в «Шри Лахгу-Бхагаватамрите» (2.258-283)

«Шри Лагху-Бхагаватамрита», 2.258

«В центре того Дворца находится находится красивый и прославленный Престол, который соткан из всех существующих Вед и вокруг которого стоят Извечные Олицетворенные Веды, а также Божества Дхармы, Знания, Айшварьи (Величия) и Вайрагьи (Отречения)».


Йогапитха представляет собой янтру в форме восьмилепесткового лотоса. «Шри Брахма-Самхита» также описывает янтру в форме гексаграммы, на лепестках которой находятся Возлюбленные Сакхи (Шакти, Гопи) Верховного Господа Шри Кришны. Все Возлюбленные Сакхи (Шакти, Гопи) Верховного Господа Шри Кришны являются Экспансиями Богини Шримати Радхарани-Деви, Она – Их Единственный Источник.

«Шри Брахма-Самхита», 5.3***

"Сердцевина священного лотоса, его срединная часть, есть местопребывание Кришны. Ею правят муж-господин и внимающая указаниям супруга. Ее форме соответствует сокровенный шестиконечный символ (янтра). Всевышний, сияющий словно алмаз Кришна, Источник всех божественных энергий, правит гам, подобный оси, вокруг которой вращается все сущее. Великая восемнадцатислоговая мантра, со¬стоящая из шести частей, проявляется как шестиугольник, также состоящий из шести частей".

***Прим. переводчика: "Шри Брахма-Самхита" цитируется по изданию "Шри Брахма-Самхита. Живая Суть Пленительной Реальности", изд. Гаудия-Матх

«Шри Брахма-Самхита», 5.4

"Сердцевина этой вечной божественной обители, именуемая Гокулой, — шестиугольная страна Кришны. Тычинки и лепестки лотоса суть жилища пастухов (гопа), самых дорогих друзей Кришны, Его самых любящих слуг, — частичных проявлений Его Собственного «Я». В виде множества стен предстают взору их сияющие дома. Огромные листья того лотоса подобны рощам, образованным обителями возлюбленных Кришны, возглавляемых Шри Радхикой".


Трон и восьмилепестковый лотос также упоминаются в «Шри Брахма-Самхите», 5.26 и «Гопала-Тапани-Упанишаде», 1.18.

«Шри-Брахма-Самхита», 5.26

Стремясь обрести благосклонность Говинды, Брахма предался долгому подвижничеству, дабы умилостивить того Господа Шветадвины — Кришну, пребывающего на Голоке. И вот над чем размышлял Брахма: на земле, состоящей из исполняющих желания драгоценных камней, растет тысячелепестковый лотос, расцветающий миллионами тычинок. В центре того лотоса возвышается великий престол, а на нем восседает вечный Шри Кришна, Средоточие сияния духовного блаженства любви. У Его лотосоподобных уст громко играет флейта неземного звучания, и славу Ему поют участницы Его чудесных игр, (окружающие Его) гопи, а также их личные экспансии, подруги тех гопи. Как Высший Объект Поклонения, (извне) Его почитает пракрити (майя), состоящая из грех материальных качеств (гун).

«Гопала-Тапани-Упанишада», 1.18

«Шри Брахма сказал: «Престол Верховного Господа Шри Кришны представляет собой Золотой Лотос с восемью лепестками. Внутри Золотого Лотоса следует нарисовать два треугольника. Затем следует вписать в Золотой Лотос такие мантры как «клим кришнайа намах», Кама-Гайатри (клим кришнайа говиндайа гопиджанаваллабхайа сваха) и Ананга-Гайатри-Мантру. Затем следует предложить первую ангу. Это делается при помощи шула-матры. Затем поклоняющийся должен предложить поклоны Экспансиям Верховного Господа Шри Кришны, начиная с Богини Шримати Рукмини-Деви, затем предложить поклоны преданным, которых возглавляет Шри Индра; затем поклоны – преданным во главе которых стоит Царь Васудева; после этого – преданным под руководством Шри Арджуны; и в заключение – преданным, во главе которых находится Шри Индранидхи».


Шри Шримад Баладева Видьябушана комментирует данный стих следующим образом: «То же самое описывается в «Падма-Пуране»: «О Шри Нарада, поместив Верховного Господа Шри Кришну на Его Престол, я предлагаю Ему молитвы, ароматные масла, лампы, аргхью и другие дары».

Другое упоминание Йогапитхи есть также в одной из наших пранама-мантр.

dIvyad-vRndAraNya-kalpa-drumAdhaH-zrImad-ratnAgAra-siMhAsana-sthauzrImad-rAdhA-zrIla-govinda-devaupreSThAlIbhiH sevyamAnau smarAmi

Во Вриндаване под древом желаний стоит храм из самоцветов, где на сверкающем троне восседают Шри Шри Радха-Говинда и Им служат Их самые доверенные слуги. Я с глубоким смирением склоняюсь перед Ними. (AbhidheyAdhideva PraNAma, «Шри-Чайтанья Чаритамрита», Ади-Лила, 1.1.16 и также повторяется в Мадхья-Лила, 2.1.4 и Антья-Лила, 3.1.16)


Практика Йогапитха постепенно эволюционировала в изысканный и детальный ритуал, в котором двум диаграммам, которые представляют Шри Навадвипу и Шри Вриндавана-Дхаму соответственно, а также всем тем Божествам, которые помещены в диаграммы, предлагают различные дары: сандаловую пасту, цветы и другие священные предметы.

В бутоне Золотого Лотоса находятся Верховный Господь Шри Кришна, каждый лепесток Лотоса посвящен одной из Восьми Ашта-Сакхи. Далее, под руководством каждой Ашта-Сакхи находится Одна Главная Манджари. Такова иерархия.

Существует также похожая, зеркальная модель посвященная Шри Навадвипа-Дхамме. В этой модели в центре Золотого Лотоса находится Златой Господь Шри Чайтанья Махапрабху и окружён Он Своими близкими Спутниками. Данная модель широко используется в париварах Шрилы Гопал Гуру Госвами и Шрилы Дхйаначандры Госвами (линия Шри Шримад Вакрешвары Пандита).

6. Но вы ведь не практикуете практику поклонения Навадвипа-Йогапитхе?

Нет, не практикуем. Наша паривара (прим. переводчика – паривара значит «линия, последователи») идёт от Шри Шримад Адвайты Прабху, а он не давал нам подобные практики. Мы оставляем всё как есть и не добавляем ничего нового.

7. В «Нарада-Панчаратре», в том месте, где даётся описание Шри Вайкунтхи и Господа Нараяны упоминается окружение и слуги Господа Нараяны. Существует ли какая-нибудь паралель между этим описанием и описанием Верховного Господа Шри Кришны и Шримати-Радхарани Деви?

Да, паралели со стихом 21.94. из «Говинда-Лиламриты», который я цитировал чуть выше прослеживаются очень чётко.

Обратите внимание также на следующий факт. Все Шесть Госвами попытались передать нам расика-версии древних тантрических ритуалов (когда я говорю «тантрические», я не имею в виду какие-либо сексуальные практики, а имею в виду Ведическую Тантру, которую мы детально обсудили выше).

8. Но мы ведь не должны помещать в окружение Верховного Господа Шри Кришны и Шримати Радхарани-Деви, не так ли?

Если ваш Гуру даёт Вам посвящение в практику Йогапитхи, тогда вы должны знать своё положение в диаграмме и занимать его, по крайней мере, во время пуджи.

Как мы заметили выше, данная практика упоминается в шастрах. В Седьмой главе «Говинда-Лиламриты» мы находим описание Восьми Лесов, которые окружают Шри Радха-Кунду. Каждый из этих Лесов принадлежит Одной из Ашта-Сакхи Гопи. Заметьте также, что Леса располагаются точно таким же образом и в Йогапитхе во Вриндаване (они находятся недалеко от Говинда Мандира, на севере города). Но та форма, в которой сейчас существует данная практика возникла недавно.

wub.gif 9. Я слышал, что если кто-то не выполняет практику Йогапитха, то он не сможет осознать свою манджари-сварупу. Это так?

Это не подтверждается ни шастрами, ни Ачарьями. Знаете, осознать свою манджари-сварупу и так нелегко. В конце концов, существует 10 Оскорблений Святого Имени, 32 Сева-Апарадхи и 6 Вайшнава-Апарадх. Всего 48. Надеюсь, вам всё ясно.

Панчаратра-Агамы.


Существуют три главных Агама-школы: Вайшнава-Агама, Шива-Агама и Шакта-Агама.

Заметим, что каждая школа опирается на свой собственный канон «Панчаратра».

Если говорить о вайшнавах, то последователи Шри Сампрадайи (Шри Вайшнавы, последователи Шри Шримад Рамануджа-Ачарьи) используют агамы больше всех.

Теперь давайте коснёмся тем, которые обычно упоминаются в Агамах. Обычно их можно свести к четырём следующим классам:

1) Джнана-йога (знание, образование)

2) Крийа-Йога (здесь крийа-йога употребляетcя в смысле «возведение храмов, установление Божеств»)

3) Чарья-Йога (или йога поведения – соблюдение ежедневных ритуалов, обетов, постов в праздники и т.п.)

4) Бхакти-Йога. Думаем здесь объяснений не нужно.


Каноны «Панчаратры» считаются Тантрами в саттва-гуне или даже Тантрами в шуддха-саттве. Они особенно подходят для Кали-Юги. В сущности, они также хороши как и Веды, так как считается, что Сам Верховный Господь Шри Кришна явил знание о них Шри Брахме, когда Шри Брахма задавал Ему вопросы о бхакти-йоге.

Ещё одно толкование можно найти в «Анирбудхйа-Самхите». Там говорится, что «Панчаратра» получила своё название в честь Пяти Экспансий Господа Васудевы. Перечислим эти Экспансии: 1. Пара 2. Вьюха 3. Вайбхав 4. Арча 5. Антарьйами.

А Шри Шримад Бхактивинода Тхакур говорит о «Панчаратре» следующее: «Пять Риши (Сандилья, Упагаяна, Маунджайана, Каушика и Бхарадваджа) получили знание о «Панчаратре» от Самого Верховного Господа Нараяны. Он лично обучал каждого из них один день и одну ночь (пять ночей – панча-ратри). Затем под руководством Шри Нарады Муни они написали каноны «Панчаратры» для того, чтобы баддха-дживы могли почерпнуть из них знание о бхакти-йоге.» (Шри Шримад Бхактивинода Тхакур «Навадвипа Махатмья», глава 13).

Вообще-то канонов «Панчаратры» должно быть 108, но на данный момент сохранилось лишь 59 из них.

Тантра в "Шримад-Бхагаватам".


В «Шримад-Бхагаватам» Тантра упоминается несколько раз. Рассмотрим некоторые стихи «Шримад-Бхагаватам», которые посвящены Тантре.

Стих 1.3.8 рассказывает нам о Шри Нарада Муни как об основателе «Сатвата-Тантры». Комментаторы «Шримад-Бхагаватам» говорят, что под этим выражением подразумевается канон «Панчаратра» («Панчаратра-Агама»).

Данная интерпретация авторитетна и применима также к другим стихам «Шримад-Бхагаватам», в которых упоминается Тантра.

«Шримад-Бхагаватам», 1.3.8


тритийам - в третью; риши-саргам - в эпоху риши; ваи - определенно; деваршитвам - воплощение риши среди полубогов; упетйа - приняв; сах - он; тантрам - изложение Вед; сатватам - специально предназначенное для преданного служения; ачашта - составил; наишкармйам - не ради наслаждения плодами; карманам - деятельности; йатах - из которого.

В эпоху риши Личность Бога явилась как третье уполномоченное воплощение в образе Деварши Нарады, великого мудреца среди полубогов. Он собрал объяснения Вед, касающиеся преданного служения и вдохновляющие на бескорыстную деятельность.

Также мы можем привести в пример Третью Главу Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам», в которой обсуждаюся такие темы как Бхагавата-Дхарма, Карма, Вайдика и Тантра.

К примеру, процитируем стих 11.3.47.

«Шримад-Бхагаватам», 11.3.47.


yaḥ — тот, кто; āśu — быстро; hṛdaya-granthim — узел в сердце; nirjihīrṣuḥ — желает разрезать;parātmanaḥ — трансцендентной души; vidhinā — вайди; upacaret — должен поклоняться; devam — Шри Кришна, Верховная Личность Бога;tantra-uktena — описывается в Тантрах; ca — также; keśavam — Lord Keśava.

«Тот, кто быстро желает разрубить узел в сердце, который известен как «полное непонимание трансцендентной природы души», должен поклоняться Верховному Господу Шри Кришне в духе вайди-бхакти, используя при этом предписания из Ведических Тантр».

В целом, дуализм и разделение по типу «веда/тантра» прослеживается в «Шримад-Бхагаватам» крайне чётко. В качестве примера можно привести такие стихи как 8.6.9, 11.5.28, 11.11.37, 11.27.7, 11.27.26, 11.27.49, 12.11.4.

Таким образом, всё указывает на смешанную природу садханы гаудия-вайшнавов, которая опирается как на Веды, так и на Тантру.

Процитируем некоторые из этих стихов.

«Шримад-Бхагаватам», 8.6.9.

рупам — облик; тава — Твой; этат — этот; пуруша-ришабха — о достойнейшая личность; иджйам — предназначен для поклонения; шрейах — высшее благо; артхибхих — теми, кто желает; ваидика — руководимой наставлениями Вед; тантрикена — постигаемой последователями Тантр, таких как, например, «Нарада-панчаратра»; йогена — мистической йогой; дхатах — о верховный владыка; саха — вместе; нах — с нами (полубогами); три-локан — три мира; пашйами — вижу (непосредственно); амушмин — в нем; у — о; ха — поистине (полностью проявленные); вишва-муртау — (в Твоем) вселенском облике.

«О лучший из лучших, о Верховный повелитель! Те, кто действительно ищут удачи, следуют предписаниям ведических Тантр и поклоняются Тебе в этом образе. О Господь, мы видим в Тебе все три мира».


«Шримад-Бхагаватам», 11.5.28.

tam — Ему; tadā — этот век; puruṣam — Верховный Наслаждающийся; martyāḥ — смертные люди; mahā-rāja — Махараджа; upalakṣaṇam — играя роль;yajanti — они поклоняются; veda-tantrābhyām — в соответствии с Ведами и Тантрами; param — Верховный; jijñāsavaḥ — те, которые хотят обрести знаниe; nṛpa — Царь.

«О Царь, в Двапара-Югу, баддха-дживы, которые желают постичь Верховного Господа Шри Кришну, который является Верховным Наслаждающимся, почитают его как Великого Махараджа, следуя при этом предписаниям как Тантр, так и Вед».

«Шримад-Бхагаватам», 12.11.4.

sūtaḥ uvāca — Шрила Сута Госвами сказал; namaskṛtya — предлагая поклоны; gurūn — Гуруs; vakṣye — расскажу; vibhūtīḥ — Достоинства;vaiṣṇavīḥ — Верховного Господа Шри Вишну; api — действительно; yāḥ — который; proktāḥ — описывается; veda-tantrābhyām — в Ведах и Тантрах; ācāryaiḥ — Ачарьи; padmaja-ādibhiḥ — начиная с Господа Шри Брахмы.

«Шрила Сута Госвами сказал: «Я предлагаю свои почтительные поклоны моему Гуру. Теперь я расскажу тебе о Величайших Достоинствах Верховного Господа Шри Вишну. Великие Ачарьи прошлого, которые ведут свой род от Самого Шри Брахмы, воспели Славу Верховного Господа Шри Вишну в Ведах и Тантрах».


«Шримад-Бхагаватам», 11.27.7.

vaidikaḥ — в соответствии с Четырьмя Ведами; tāntrikaḥ — Тантр; miśraḥ — смешанный; iti — таким образом; me — Меня; tri-vidhaḥ — три вида; makhaḥ — жертва; trayāṇām — три; īpsitena — подходящий; eva — точно; vidhinā — процесс; mām— Меня; samarcaret — каждый должен тщательно поклоняться.

«Верховный Господь Шри Кришна сказал: «Баддха-джива должна тщательно поклоняться Мне, избрав один из трёх методов: Ведический, Тантрический или Смешанный»».


Как мы помним в стихах 11.5.31-32 «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о Кали-Юга-Аватаре Верховного Господа Шри Кришны (Златом Господе Шри Чайтанье Махапрабху) и методе поклонения, предписанном для Кали-Юги (воспевание Святых Имён Верховного Господа Шри Кришны).

В данных стихах содержится такое словосочетание как «nAnA-tantra-vidhAnena». Шри Шримад Шридхара Свами (Шестой Ачарья в линии преемственности Рудра-Сампрадайи) даёт следующее толкование данного стиха: «kalau tantra-mArgasya prAdhAnyaM darzayati».

Таким образом, Шри Шримад Шридхара Свами ясно указывает на то, что Тантрический метод поклонения является доминирующим в Кали-Югу.

Если брать ситуацию в целом, то обычно между Агама-Маргом и Бхагават-Дхармой проводят разделительную черту.

Считается, что Бхагавата-Дхарма приводит к поклонению Верховному Господу Шри Кришне в духе экстаза (экстаз от воспевания Святых Имён, рагануга-бхакти), тогда как Агама-Марга обычно описывают словом «карма» за то, что он чем-то похож на ритуалы карма-канды и содержит ритуалы, которые в самом прямом смысле позволяют баддха-дживе очиститься (инициация у гуру, самскары и т.п.).

Но по сути, своей все вайшнавские сампрадайи придерживаются смешанного метода поклонения: приверженцы Панчаратрики обязательно практикуют Бхагавата-Дхарму, а те, кто тяготеет к Бхагавата-Дхарме обязательно следуют многим правилам и предписаниям из Панчаратры.

Если говорить вкратце, то Панчаратра – это ритуал, а Бхагавата – это бхава. Таким образом, как приверженцы Панчаратры, так и приверженцы Бхагавата-Дхармы взаимно влияют друг на друга.

Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сопоставлял Бхагавата-Марг с рагануга-бхакти, а систему Панчаратры с вайди-бхакти.

О результате, к которому должна придти баддха-джива, практикующая вайди-бхакти мы прекрасно знаем из «Бхакти-Расамрита-Синдху» Шри Шримад Рупы Госвами.

«Бхакти-Расамрита-Синдху», 2.8 (этот стих Шри Шримад Рупа Госвами взял из «Падма-Пураны»)


smartavyaH satataM viSnur vismartavyo na jAtucit sarve vidhi niSedhAH syur etayor eva kiGkarAH

«Каждый должен постоянно помнить о Верховном Господе Шри Вишну и никогда не забывать Его. На самом деле, все предписания и запреты для тех, кто следует путём вайди-бхакти базируются на этих главных двух принципах».


Что касается Священных Писаний, которым нужно следовать, то здесь мы процитируем в стих 5.4 из «Хари-Бхакти-Виласы» Шри Шримад Санатаны Госвами.

«Хари-Бхакти-Виласа», 5.4


tathA cha viSNu-yAmale—kRite Sruty-ukta-mArgaH syAt tretAyAM smRiti-bhAvitaH dvApare tu purANoktaH kalAv Agama-sambhavaH

«В «Шри Вишну-Ямале» говорится следующее: «В Сатья-Югу баддха-дживы должны следовать наставлениям Шрути, в Трета-Югу – наставления Смрити, в Двапара-Югу – наставлениям Пуран, а в Кали-Югу – наставлениям Агам».


Итак, сначала люди следовали Шрути: они выполняли различные ритуалы, Ведические хомы, а также очень широко практиковали медитацию – все эти методы предписывают исполнять Шрути (Упанишады).

Затем, по мере деградации, на смену Шрути пришли Смрити и те правила, которые указаны в них.

Ещё большая деградация вывела на авансцену ритуализм, который описывается в Пуранах.

Затем, в Кали-Югу, когда деградация приняла огромнейшие масштабы, пришло время Агам и Тантр.

Таким образом, в данное время мы вообще практически не видим, чтобы кто-то, например, исполнял такие классические Ведические церемонии как Шраута***. На самом деле, все церемонии, которые сейчас выполняются основаны на Тантрах и Агамах.

***Прим. переводчика – Шраута – это Ведические ритуальные церемонии, которые полностью базируются на Шрути. В данное время они практически утрачены, но очень и очень небольшое количество брахманов пытаются продолжать следовать им.


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Vishnudut1926   Вайшнава-Тантра как она есть / Устраняем заблуждения   15.2.2011, 19:00
- - Лилананди   Цитата(Vishnudut1926 @ 15.2.2011, 19:00) ...   15.2.2011, 19:15
- - Абхисара   Вишнудут-джи, спасибо большое за пост. у вас есть ...   16.2.2011, 02:17
- - Shiva Anurag   ЦитатаGAM – используется для поклонения Махешвари ...   16.2.2011, 03:46
- - Shiva Anurag   Цитата(Лилананди @ 15.2.2011, 18:15) Вран...   16.2.2011, 03:52
- - ponyreov   Первая мысль, когда прочитал "Боже, как же сл...   16.2.2011, 06:48
|- - Galim   Цитата(ponyreov @ 16.2.2011, 06:48) Читае...   16.2.2011, 08:44
|- - ponyreov   Цитата(Galim @ 16.2.2011, 08:44) Читая то...   16.2.2011, 09:53
|- - Серега_69   Цитата(Galim @ 16.2.2011, 11:44) Читая то...   16.2.2011, 14:18
|- - Galim   Цитата(Серега_69 @ 16.2.2011, 14:18) Т.е....   16.2.2011, 19:13
- - Абхисара   не у всех вайшнавов одинаковое отношение к Маа... ...   16.2.2011, 09:14
- - solaris   Цитата(Vishnudut1926 @ 15.2.2011, 18:00) ...   16.2.2011, 12:45
- - Облако Нектара   "вайшнаская тантра"... ну прям как ...   16.2.2011, 13:37
- - Akuna Matata   Vishnudut1926 ЦитатаМы ещё раз напомним, что вайшн...   16.2.2011, 13:57
- - solaris   Цитата(Vishnudut1926 @ 15.2.2011, 18:00) ...   16.2.2011, 17:12
- - алекс Т   Кришна и Арджуна - регулярно поклонялись Дурге? Та...   16.2.2011, 18:42
|- - bala   Цитата(алекс Т @ 16.2.2011, 18:42) Кришна...   17.2.2011, 01:02
- - Лель   Цитата(Vishnudut1926 @ 15.2.2011, 19:00) ...   17.2.2011, 01:20
- - stoned   Ну от и устранили заблуждения))   19.2.2011, 15:49
- - koekto   Цитата(Vishnudut1926 @ 15.2.2011, 19:00) ...   20.2.2011, 23:30
- - Shiva Anurag   Сообщения, в которых каждый доказывает, что его Па...   22.2.2011, 19:53


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия | www.hari-katha.org | Библиотека Вайшнавизма | Сейчас: 25.4.2024, 20:35
© 1999-2024 Hari-katha.org All rights reserved.
День рождения проекта: 15.03.1999г.