духовная «прелесть» |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
духовная «прелесть» |
21.10.2018, 16:28
Сообщение
#1
|
|
. ник | цитата Группа: Форумчанин Сообщений: 1098 Регистрация: 19.4.2011 Из: Омсква Пользователь #: 7025 Благодарили 2168 раз Репутация: 231 |
В православной аскетике есть такое понятие — духовная «прелесть». Это когда человек начинает чрезвычайно высоко мнить о себе и воображает, что уже, по Божьему мановению, «превысил естества чин». В наше время невежества, духовной всеядности, бесчинства и самомнения такие «прельщённые» расплодились в огромном количестве. Это и понятно, ибо человек после грехопадения сделался горд и разные ищет способы удовлетворить свою гордыню, а «если долго заглядывать в бездну, то бездна и сама заглянет тебе в глаза» - (пишет одна православная писательница-поэтесса живущая на селе вместе со своим супругом-священником).
У меня, например, была знакомая, которая «подогревала водичку»: стряхивала над стаканом с водой что-то такое с рук и давала пить эту, действительно, тёпленькую водичку, утверждая, что она — целебная. В конце концов у неё обнаружили какую-то болезнь, от которой она буквально высохла и стала похожа на хрестоматийную бабу Ягу. Другая моя знакомая увлеклась спиритизмом и дошла до того, что духи стали являться и говорить с ней наяву, без посредства лукавого блюдца. Они внушили ей идею, что она — Матерь Мира и потому может не только пророчествовать, но и взглядом зажигать огни. Мне рассказывали, что она ходила по посёлку и погружала его во тьму, гася свет в одном доме за другим. А потом в её собственном доме произошло самопроизвольное возгорание, и всё сгорело дотла… Или я знала мальчика, у которого были феноменальные способности — он умел читать буквально тем местом, на котором сидел: клали на стул газету, он на неё садился и читал передовицы. Но — слава Богу — потом его покрестили, и этот сомнительный дар его покинул. Да, бывает такое, что лукавые духи тут же отступают от своей жертвы, как только человек примет святое крещение и «отречётся от сатаны». Но случается, что они препятствуют, а то и не пускают человека к крещению. Так, мой друг возил своего прельщённого брата к священнику с просьбой его покрестить. Договорились, что это произойдёт на следующий день. Но в ту же ночь этот брат сел у себя в комнате в позу лотоса и увидел, что к нему с иконы «сошёл Иисус Христос, Который сказал: "Тебе креститься не надо, ты и так уже достиг высот"». И крещение так и не состоялось, потому что этот прельщённый брат сказал: зачем? Но случается, что демоны прельщают и крещёных, и воцерковлённых людей, которые причащаются Телу и Крови Господней… И таких — без сугубого вмешательства Божьего — образумить практически невозможно. Был у меня знакомый по имени Борис, которого я когда-то, только-только покрестившись сама, почитала едва ли не за святого. Во-первых, постник, аскет. Во-вторых, если что‑то и говорит, то лишь «да да; нет нет», как заповедано в Евангелии. В третьих, — никогда не смотрит в упор, считая это признаком дерзости, а всегда — чуть снизу и искоса, то и дело потупляя глаза. Смирные руки, на одной из которых намотаны длинные чётки, кладёт перед собой: никакой в них суеты, никаких развязных жестов. Намекает — и то очень прикровенно, смиренно, что‑де вышел он на пятисотницу. То есть кладёт по пятьсот поклонов в день! Спит, тоже из каких‑то намёков, недомолвок выяснилось, — на голом полу. И что поразительно — в палатке. Но палатка эта не где‑нибудь там установлена, а в его собственной квартире, поскольку приходилось ему жить в одной комнате с бабушкой. Так что он ещё и отшельник, и затворник. И, в своем роде, столпник: палатка полтора метра на два. И так он в ней сидит целыми днями и ночами и только изредка по особо важным духовным делам выползает. Никогда не смехотворствует, ибо, как сказано, «ад всесмехливый». Дружит только с духовным братом, который тоже — без пяти минут преподобный: работает в Москве, а каждую пятницу уезжает за тридевять земель к православному старцу и там у него алтарничает, пономарит, помогает отвечать на письма: едва ли не сотаинник… Ну и приводил их обоих ко мне один добрый человек, который помог мне креститься. Чтобы они меня напитали духовным хлебом. Чтобы я увидела наконец отблеск вечной жизни на лице смертных и сама бы устремилась по их стопам… И я очень, очень с большим благоговением и почтением их принимала, задавала им вопросы о вере и Церкви. Но, видимо, эти вопросы были настолько для них элементарные и столь невысок был мой духовный полёт, что они, несколько натужно покашливая или даже «перекашливаясь» между собой: «кхе-кхе», отвечали, явно снисходя к моему невежеству, всего несколькими тщательно и неторопливо подобранными словами и опять замолкали, опустив очи долу и беззвучно шевеля губами — наверное, молились. В общем, наши богословские журфиксы не удались — к тому же прозвучало что‑то насчёт женщины — сосуда немощного и греховного, и, дескать, что ценного можно в такой сосуд вливать? Ну и мы на какое‑то время потеряли друг друга из вида. Однако через несколько лет мы встретились с Борисом на богослужении в монастыре и вместе возвращались в Москву. Ехали в одном купе целую ночь, и меня поразили явные изменения, которые в нём произошли. Теперь он был открыт миру — словоохотлив, воодушевлён и улыбчив. На третьем часу нашего разговора он поведал мне, что поднялся на высшую ступень Лествицы преподобного Иоанна Лествичника и достиг абсолютного бесстрастия, так что теперь ему нечего скрываться от мира: мир его всё равно не поймает, на пятом часу — что стяжал в сердце непрестанную Иисусову молитву, а под утро признался, что ему явился Сам Господь, возвёл его на седьмые небеса, где были все — и Матерь Божия, и Иоанн Креститель, и апостол Павел. Тут поезд подошёл к Москве и мы расстались. А ещё года через два-три он встретил меня на улице и благословил широким крестным знамением. — Ты — священник? — удивилась я. — Я — больше, я — апостольский преемник по благодати. Ещё Симеон Новый Богослов писал: да не дерзает священствовать тот, кто не имел личного опыта встречи со Христом! Ты думаешь — что, наши священники да епископы удостаивались такой встречи? Уверяю тебя — нет, они все знают понаслышке, от других. А я знаю — от Самого! — Да? — растерялась я. — А ты говорил об этом каким‑нибудь священникам или епископам? — Да что толку! — он махнул рукой, — Они все зомбированы. Пугаются! Я спрашивал их: «Вы когда‑нибудь, совершая Таинство Евхаристии, видели Божественный огонь в Чаше?» И — по лицам их читаю, что ничего‑то они не видели. Но я теперь без них обхожусь — концентрируюсь в интроспекции Логос-медитации и через это причащаюсь духовным причастием. После этого мне открыты пути к созерцанию энергетических аур духа. Я могу войти в круги загробных мытарств, а могу подняться в божественные сферы духа. И вообще — там меня назначили Верховным Главнокомандующим при старце и Богородице. Мне стало как‑то не по себе, и я поспешила откланяться и уйти, унося с собой тяжёлое и тревожное чувство. Вскоре я его увидела в телевизионном ток-шоу, где он всё порывался то ли делать руками какие-то пассы, то ли поймать неких невидимых глазом существ, мельтешащих перед лицом. И что особенно меня поразило — он сказал, что Бог открыл ему его новое имя и оно было что‑то вроде «Бомкинчондро Готтопаддахай». Я даже не знала, как за него теперь молиться… Всё он виделся мне таким, каким запомнила его в давние времена: юным, полным желания уйти в пустыню и там забыть и себя, и мир ради Христа. Прошло ещё года два и вот, один мой знакомый иеромонах по просьбе своей прихожанки — совсем древней старушки, собрался соборовать и причащать её парализованного внука. Однако общественным транспортом ехать было далеко поэтому я его подвезла, и поднялась вместе с ним в квартиру. В комнате на диване лежал больной человек, худой, с длинными седыми волосами. И священник затворился с ним в комнате, а мы со старушкой сели на кухне. — Инсульт у Бореньки! А ведь и не старый ещё! — вздохнула старушка. — Ни сказать ничего не может, ни двинуться с места! Вот Господь‑то его как — связал! Рот заткнул! Смирительную рубашку на него надел! — Ну что вы такое говорите! — воскликнула я. — Словно Бог — это санитар, тюремщик… — А то и говорю, что знаю. Ведь Боря уже революцию на небе готовил! Говорил — вот взойду до седьмого неба, всё там переверну, наведу там порядки! Да, так и говорил. А Господь ему, видишь, в ответ: да ты хоть с дивана‑то своего слезь, неразумный! Себя хоть переверни… Не может! А всё величался: я‑де — духовный главнокомандующий! Бобкинчондро какой‑то меня зовут… Странное подозрение возникло у меня… Я заглянула в комнату… Священник нагнулся над ним, помазывая елеем. Но чуть лишь отошёл в сторону и стал читать молитвы, как мои опасения подтвердились. — Но ведь, кажется, он сам отверг Церковь, — смутилась я. — Как же его причащать? Может, это против его воли? Это может получиться — насильно… Или он успел покаяться? — осторожно спросила я у старушки. — Успел — не успел… Господь ему уста уже затворил, руки отнял. Так что за он или против — это мы уже не узнаем, да это и неважно, — проворчала она. — А насчёт насильно, это я тебе, милая, скажу так: мёртвые тоже, может, не все хотят, чтобы мы о них молились. А мы и не спрашиваем: молимся, и всё! Враги, может, наши не хотят наших молитв. Атеисты — тоже не хотят, это факт. Младенцы опять же. Как у них спросишь? Психические больные — по тому же разряду. А мы молимся за них — получается, без разрешения, а то и против их воли. И старушка сухонькими ручками сделала такой жест, словно она действительно толкала кого-то из всех сил, а тот — упирался. — Только душа‑то по природе своей — христианка! — продолжала она. — Душа‑то в любом случае именно этого и желает! Так что насилия и не выходит! Когда мы уже прощались со старушкой, я всё же пошла к Борису. Он лежал, торжественный и смирный, уставив неподвижный взор в потолок. Черты лица его заострились, и он стал более похож на чеканное изображение самого себя. В нём как будто проступила художественная идея Создателя: постник, аскет, веригоносец и страстотерпец. Молчальник и столпник. Может, и правда, мелькнула в моей голове шальная мысль, Господь исполнил «желание сердца его»? И какими бы дерзновенными ни показались мне слова его древней бабульки, что‑то призывало с ней согласиться. Тем более что она сама заглядывала уже туда, где посрамляется земная логика и перестают действовать законы падшего мира. |
|
|
21.10.2018, 22:44
Сообщение
#2
|
|
Царь цветов ник | цитата Группа: Форумчанин Сообщений: 36089 Регистрация: 28.7.2007 Из: Москва, и: Мир ясных лиц и прямых взглядов Пользователь #: 3735 Благодарили 109529 раз Репутация: 8985 |
А можно я автора на свет божий вынесу?
Николаева Олеся Александровна. Прельщённый. Весь сборник рассказов. -------------------- Фея Лель Фея Лель Лель Лель Фея Фея
Тигр Шмель Тигр Шмель Шмель Шмель Фея Фея Взаимная жажда духовных общений вернёт нас в сияние Вечной Любви |
|
|
22.10.2018, 15:05
Сообщение
#3
|
|
так или иначе ник | цитата Группа: Форумчанин Сообщений: 171 Регистрация: 23.6.2016 Пользователь #: 9859 Благодарили 219 раз Репутация: 23 |
Цитата Бог открыл ему его новое имя и оно было что‑то вроде «Бомкинчондро Готтопаддахай». Цитата Бобкинчондро какой‑то меня зовут… Бонкимчондро Чоттопаддхай, что ли? |
|
|
22.10.2018, 21:31
Сообщение
#4
|
|
. ник | цитата Группа: Форумчанин Сообщений: 1098 Регистрация: 19.4.2011 Из: Омсква Пользователь #: 7025 Благодарили 2168 раз Репутация: 231 |
Как прототип имени, и возможно каких-то сюжетных ходов, но в таких случаях обычно говорят что все совпадения случайны.
|
|
|
Текстовая версия | www.hari-katha.org | Библиотека Вайшнавизма | | Сейчас: 25.4.2024, 02:57 |