Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Форум Абхинанды закрыт. Кликните по ссылке, чтобы узнать причину

Форум Абхинанды закрыт и будет впредь находиться в режиме "только для чтения". Причину узнайте тут...

5 страниц V  « < 3 4 5  
Ответить в данную темуНачать новую тему
> ПРЕМ-БХАКТИ. Кришна-катха.
Abhinanda das
сообщение 26.2.2007, 00:28
Сообщение #81


всегда готов поделиться
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 1697
Регистрация: 13.8.2006
Из: Москва
Пользователь #: 2762
Благодарили 1127 раз




Репутация:   140  


Сегодня на сайт "ПРЕМ-БХАКТИ" добавлена катха
Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж
"ВЕНУ ГИТА. Как гопи видят Кришну",
28.04.2003г., Вриндаван

ОТРЫВОК ИЗ КАТХИ:
Радхика говорит: «Когда у меня появляется шанс увидеть Кришну,
во сне или наяву, как только я пытаюсь посмотреть, как он играет
на флейте, в тот же миг два врага появляются передо мной и
загораживают от меня Кришну. Они крадут мой ум, и я не могу его увидеть..."

Лекцию можно прочитать здесь:
http://www.prem.ultranet.ru/venu-gita-01.htm

либо скачать архивированный файл здесь:
http://www.prem.ultranet.ru/venu-gita-01.rar
файл RAR, размер 12,9 кб


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Abhinanda das
сообщение 2.6.2007, 01:30
Сообщение #82


всегда готов поделиться
Иконка группы
ник | цитата

Группа: Форумчанин
Сообщений: 1697
Регистрация: 13.8.2006
Из: Москва
Пользователь #: 2762
Благодарили 1127 раз




Репутация:   140  


Шрипад Бхактиведанта Аранья Свами
Чему нас учит «Шримад Бхагаватам»?
22.07.2001г., Москва

По беспричинной милости Шри Гуру и Гауранги мы можем узнать о беседе между Вьясадевом и его гуру Шри Нарадой, в которой они обсуждали одну важную особенность «Шримад Бхагаватам». Сейчас я сделаю краткий обзор того, как наши Госвами воспринимали «Шримад Бхагаватам» и извлекли из него то, что имеет ценность для нашей практики садхана-бхаджана.
* * *

В первых двух Песнях мы узнаём о том, как «Шримад Бхагаватам» пришёл в этот мир: от Господа – к Брахме, от него – к Шри Нараде, далее к Вьясадеву и Шукадеву.
* * *

В 3 Песни мы узнаём о наставлениях, которые Господь Капиладев давал своей матери Девахути. В чём суть этих наставлений? В них Капиладев даёт замечательное определение чистого бхакти, используя которое, мы можем понять, практикуем ли мы чистое бхакти. Вот это определение:
мад-гуна-шрути-матрена
майи сарва-гухашайе
мано-гатир авиччхинна
йатха гангамбхасо ‘мбудхау

лакшанам бхакти-йогасйа
ниргунасйа хй удахртам
ахайтукй авйавахита
йа бхактих пурушоттаме

«Ум чистого преданного постоянно стремится услышать имя и описание качеств Всевышнего Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа. Подобно тому, как воды Ганги сами текут к океану, экстаз чистого преданного непрерывным потоком течёт прямо к Всевышнему Господу, сметая на своём пути все материальные препятствия». (Шримад Бхагаватам, 3.29.11-12)

Эти два стиха Шри Чайтанья Махапрабху процитировал Санатане Госвами. Признак чистой преданности таков: она подобна Ганге, которая течёт беспрерывно. Ниргунасья ударитам – таков признак бхакти, не смешанной ни с какими материальными гунами, она абсолютно чиста. Нарада Риши сказал Вьясадеву о том же: обретя духовное тело, когда бы он ни обращался к Кришне, Кришна тут же появлялся на лотосе его сердца, откликаясь на его зов. Таково трансцендентное ниргуна-бхакти. Мы хотим обрести такое бхакти.
Капиладев объясняет дальше, как можно его обрести.
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

(Шримад Бхагаватам, 3.25.25)
Этот стих подобен лозунгу всех чистых вайшнавов. Как к человеку приходит бхакти? Его можно получить только там, где собираются садху. Они не просто общаются. Это не просто санга, а прасанга – общение во всей полноте. Слово санга значит сан, «полностью», нга – «следование», то есть «полное следование». Общение с садху подразумевает, что мы полностью следуем ему своим телом, умом, речью и всеми своими настроениями. Тот, кто находится рядом с садху, но не следует его указаниям, не воспевает харинам, не участвует в мангала-арати, не следует всем правилам и предписаниям, он не находится в садху-санге. Такой человек подобен комару. Комар может сидеть прямо на коленях у садху, но при этом он лишь пьёт кровь садху.
Что происходит, когда вы получаете общение садху? Мама вирйа самвидо. Садху говорит вам о мама вирйе. Вирья происходит от слова вира – герой. Этот герой – Кришна. Есть 96 видов героев, среди них: дхира-лалита, дхира-шанта, дхира-ддхата, дхиродатта, дришьят, дакхин, анукул.... Садху обсуждают различные настроения Кришны, это называется мама вирья самвад.
Бхаванти хрт-карна-расайанах катхах. Вирйа также может означать шакти, энергия Кришны. В обществе преданных происходит обсуждение таттва-сиддханты о Кришне и его играх. Такие беседы – это расайана, бальзам или нектар, для хрид, сердца, и для карна, ушей. Эти беседы – нектар для слуха. Киртаны и катха о Кришне очень приятны для слуха и для сердца. Садху добавляют к своей катхе объяснения таттва-сиддханты. Эта таттва-сиддханта очень могущественна, она проникает в сердце и очищает его от всех анартх, грехов. Тот, кто слушает такую катху, ощущает три эффекта: появление шраддхи, рати и бхакти. Капиладев использует здесь именно эти три слова: шраддха, рати и бхакти, указывая, что эти три типа бхакти пробуждаются в человеке.
Прежде всего, благодаря слушанию в сердце человека проявляется шраддха, которая делает его квалифицированным заниматься бхакти, слушать хари-катху. Если человек находится в садху-санге и регулярно слушает хари-катху, то в его сердце проявляется рати, наделяя его квалификацией обрести према-бхакти.
Таким образом весь процесс зависит прежде всего от общения. В своей садхане мы должны прилагать максимальные усилия, но сама по себе садхана не может принести нам плод трансцендентной сварупа-шакти. Всё это даётся нам благодаря общению. Наша садхана подобна кружке для сбора подаяний. Если у вас есть такая кружка, то это ещё не значит, что в ней должна быть еда. Вы должны пойти к какому-нибудь богачу, постучаться в его двери и попросить, чтобы он вам что-то положил в вашу кружку. Если у вас при себе нет кружки, то он вам ничего не даст. Поэтому мы должны следовать очень строгой садхане, иначе у вас не будет той кружки, в которую садху могли бы положить вам свою милость. Но если вы очень строго следуете садхане, но не общаетесь с садху, то кто даст вам это подаяние в виде Кришна-премы?
Поэтому суть учения Капиладева в том, что, прежде всего, необходимо понять, что такое чистое бхакти. Только благодаря слушанию о качествах Кришны сердце человека сразу же устремляется к его лотосным стопам. Благодаря слушанию Кришна-катхи преданный будет постоянно прогрессировать и достигнет лотосных стоп Кришны. Ключ к достижению этого – слушать хари-катху из уст садху высокого уровня.
* * *

В 4 Песни «Шримад Бхагаватам» рассказана история о Дхруве Махарадже. В ней нам даётся одно важное предупреждение. Дхруве Махараджу выпала удача общаться с таким возвышенным садху, как Нарада Риши, но, несмотря на это, он не воспользовался этим редким шансом. Нарада Риши мог дать ему Враджа-прему, но Дхрува Махарадж был одержим своими материальными желаниями и не хотел слушать о том, как достичь высшую цель человеческой жизни. В итоге он не смог выбраться даже за пределы этой вселенной. Смысл этой истории в том, что садху-санга, несомненно, очень могущественна, но если вы приходите к садху со своими идеями, желаниями и представлениями о духовной жизни, если вы не предаётесь покорно этому садху, то садху не сможет вам помочь.
Каждый преданный должен следовать стиху анйабхилашита-шуньям гьяна-кармадй анавритам (Рупа Госвами, БРС 1.1.11). Наше бхакти не должно иметь никаких других желаний, кроме желания удовлетворить Кришну. Имя «Дхрува» переводится как «очень стойкий и целеустремлённый». Эта история показывает нам, что, если мы очень стойки и устремлены к своей цели, то, подобно Дхруве, уже через 6 месяцев после получения мантр от Гурудева мы сможем увидеть Господа. У Дхрувы Махараджа мы можем поучиться этой стойкости, решимости и глубокой вере в мантру, которую дал ему его духовный учитель Нарада Риши, и как, погрузившись в мантру, осознать Божество этой мантры.
Чему ещё учит история о Дхруве Махарадже? Нельзя иметь материальные желания. Именно они привели Дхруву Махараджа в конце концов на Дхрува-локу. На Дхрува-локе нет ни Ямуны, ни Гирираджа Говардхана, ни Шьяма-кунды, ни Радха-кунды, поэтому нам не стоит туда стремиться.
* * *

В 5 Песни «Шримад Бхагаватам» рассказана история о Бхарате Махарадже. Я хочу сказать пару слов о сути этой истории. Бхарата Махарадж сделал одну маленькую ошибку, из-за которой ему пришлось родиться на земле ещё три раза, прежде чем он смог войти в трансцендентный мир. Но мы каждый день делаем столько ошибок! Сколько же жизней нам потребуется, чтобы обрести вершину бхакти? Перед принятием прасада мы восклицаем: «Садху-саба-дхан! О садху! Будьте очень внимательны: не совершайте вайшнава-, нама- и дхама-апарадх!»
Такому выводу обучают садхаков на пути ваидхи-бхакти. Но тех, кто совершает рагануга-бхакти, эта история вдохновляет с иной точки зрения. Они обращают внимание прежде всего на то, что Бхарата Махарадж, постоянно думая об олене, сам стал оленем.
Рупа Госвами говорит:
кришнам смарам джанам часья
прештхам ниджа-самихитам
тат-тат-катха-раташ часау
курйад васам врадже сада

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.294)

Мы всегда должны помнить о Кришне, но не только о нём одном, мы должны думать и о его спутниках. Если вы думаете только о Кришне, то, подобно Шишупалу или Агхасуру, вы в конце концов сольётесь с телом Кришны. В этом стихе Рупа Госвами говорит: кришнам смарам джанам часья, следует помнить об одном из спутников Кришны и обсуждать отношения этого конкретного спутника с Кришной. Потому что, если даже Бхарата Махарадж стал оленем, просто думая об олене в конце своей жизни, то, вспомнив о близком спутнике Господа в конце своей жизни, мы тоже сможем стать спутником Господа. Эта упакхьяна, история, даёт нам надежду на то, что однажды мы сможем попасть в число спутников Шри Шри Радхи и Кришны на Голоке Вриндаване.
* * *

Перейдём к 7 Песни «Шримад Бхагаватам». Здесь рассказана история о Прахладе Махарадже. Прахлада-упакхьяна – удивительная история. Мы видим, что Прахлад Махарадж был абсолютно бесстрашен. Когда появляется страх? Когда мы забываем о Кришне.
бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ‘смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма

(Шримад Бхагаватам, 11.2.37)

Сначала мы забываем о Кришне, и тогда у нас появляется деха-абхиман, то есть отождествление себя с материальным телом. Это тело в любой момент может быть стёрто в пыль и исчезнуть. Если бросить помидор с крыши дома, то он просто растечётся по асфальту. А если вы возьмёте нож и проткнёте помидор, то из него польётся сок. С нашим телом может произойти то же самое. Мы живём в этом опасном мире, и в любой момент нашему телу может придти конец. Как только мы забываем Кришну, появляется деха-абхиман, отождествление себя с телом, и как только приходит этот абхиман, появляется страх.
Но поскольку Прахлад Махарадж постоянно помнил о Верховной Личности Бога, у него не было страха ни перед кем. Он никогда не проводил различий между друзьями и врагами, никогда никого не критиковал, он принимал всё как милость Кришны.
В своей духовной жизни мы в первую очередь должны стать как Прахлад Махарадж. Это очень хороший урок для тех, кто находится на пути ваидхи-бхакти. А сейчас я познакомлю вас с удивительным заключением, которое дали наши ачарьи для тех, кто стремится совершать рагануга-бхакти.
Почему Шукадев Госвами рассказывает в «Шримад Бхагаватам» историю о Прахладе Махарадже? Причиной этому был вопрос Паришкита Махараджа. Он спросил: «Почему Господь, будучи беспристрастным, в противостоянии между полубогами и демонами встаёт на сторону полубогов? Ведь Абсолютная Истина находится вне двойственности, она не может ничего ни потерять, ни приобрести. Почему же Господь встаёт на чью-то сторону?» Чтобы объяснить это, Шукадев Госвами рассказал Парикшиту Махараджу историю о Прахладе Махарадже.
Он рассказал о том, что когда Юдхиштхира Махарадж совершал раджасуя-ягью, пришёл Шишупал и начал оскорблять Кришну. Своей чакрой Кришна отсёк Шишупалу голову, из тела которого вышла душа и слилась с телом Кришны, войдя в его лостосные стопы. Увидев это, Юдхиштхира Махарадж спросил Нараду Риши: «Как случилось, что этот демон смог слиться с телом Господа, а великие йоги и тапасви, аскеты, не могут достичь этого даже после многих тысяч лет, проведённых в аскезах?» В ответ на это Нарада Риши сказал: «Кама двеша бхайат снейат… Всевышний Господь беспристрастен, и какое бы отношение к нему не развила та или иная джива, Господь ответит ей взаимностью, и дарует ей ту цель, к которой она стремилась. Какова бы ни была причина обратиться к Кришне, будь то вожделение, страх, враждебность, любовь, джива обязательно достигнет своей цели, поскольку Господь, будучи абсолютным и беспристрастным, дарует ей то, к чему она стремится.
Тех, кто находится на пути рагануга-бхакти, очень вдохновляет эта история. Обычно люди считают, что они не достойны идти по пути рага-марга. Они думают: «Я не был благочестивым в прошлом, я не следовал никакой садхане, я не родился в семье вайшнавов… Если бы у меня были все эти составляющие, только тогда я смог бы мечтать и думать о таком высоком уровне бхакти!»
Но здесь «Шримад Бхагаватам» даёт нам наставление: «Не думай так! Господь Кришна – Верховная Личность Бога, он беспристрастен и абсолютен. Он никогда не делает различий между высшим и низшим, чистым и грязным. Каким бы образом ни был человек погружён в мысли о нём, и каким бы образом ни пришёл к Господу, Кришна ответит ему взаимностью. Такова природа Кришны. В каком бы умонастроении ни приходили к нему живые существа, Господь всегда примет их и вознаградит их. Если вы хотите достичь трансцендентной цели, то забудьте обо всём, что у вас было до этого! Забудьте о своём прошлом и стремитесь развить ту бхаву, которая приведёт вас к обители Господа.
* * *

В 6 Песни «Шримад Бхагаватам» рассказано об Аджамиле. В юности Аджамила был очень благочестивым брахманом, но из-за неблагоприятного общения он пал. Он совершил все грехи, которые только можно было совершить. В конце его жизни ямадуты пришли за ним, чтобы забрать его в ад, но тут же появились вишнудуты, которые спросили ямадутов: «Почему вы хотите забрать этого чистого человека?» Ямадуты были удивлены, они подумали: «Как можно называть его чистым?» Да и сам Аджамила очень удивился…
Эта история показывает нам силу харинама. Только освобождённые души могу понять нама-таттву. Если человек произнёс намабхас, это разрушает последствия всех его грехов: в прошлом, настоящем и будущем. Грехи подобны верёвкам, которые привязывают нас к этому материальному миру. Если кто-то даже не взывает с мольбой к Кришне, а просто произносит его имя, имея в виду что-то другое, или с пренебрежением, в шутку, или даже критикуя, — эти четыре вида намабхаса помогут ему избавиться от последствий всех его грехов.
Иногда мы видим людей, которые повторили намабхас, но, тем не менее, всё-таки продолжают вести греховную жизнь. Но этот намабхас настолько могущественен, что их грехи не могут их больше связать, они не получат последствия этих грехов.
Например, на земле лежит моток верёвки. Если его облить бензином и поджечь, он мгновенно загорится. И когда огонь погаснет, вы будете по-прежнему видеть перед собой этот моток верёвки, несмотря на то, что он сгорел. Но если вы попробуете взять эту верёвку в руки, то она мгновенно рассыплется.
Точно так же, если кто-то произнесёт даже не само святое имя Кришны, а только намабхас, то все его грехи рассыплются в прах. Такой человек может продолжать грешить, не зная о том, что он произнёс святое имя, но эти грехи больше не будут связывать его, он не отправится из-за них в ад. Но если кто-то знает сиддханту о том, что все грехи уничтожаются под влиянием святого имени, и продолжает грешить в надежде, что, повторяя святое имя, он не получит греховные реакции, то это уже не намабхас, это уже нама-апарадха, и за это он обязательно пойдёт в ад. Теперь вы все знаете это, и у вас уже не может быть отговорок.
Когда Аджамила вернулся в своё тело и очнулся, то подумал: «Если я повторил святое имя просто для того, чтобы позвать своего сына, и получил такой результат, то что случится, если я стану повторять святое имя, служа Господу? Какой же силой будет обладать такое святое имя?»
В Ведах описаны методы искупления вины для тех, кто нарушил регулирующие принципы. Чтобы искупить даже один единственный грех, надо совершать суровые аскезы и ягьи, жертвоприношения, иначе за этот грех человек отправится в ад. Но у Аджамилы, который совершил миллионы грехов, все грехи были уничтожены в тот момент, когда он впервые произнёс имя Господа Нараяны.
Когда у Аджамилы родился сын, он подумал, как назвать его, и в этот момент в его дом пришёл садху и посоветовал дать мальчику имя Нараяна. Аджамила согласился, что «Нараяна» звучит неплохо. И как только он произнёс «Нараяна» в первый же раз, все его грехи уничтожились. Потом он уже много раз повторял это имя вновь и вновь. Он звал своего сына: «Нараяна, иди сюда! Нараяна, ты поел? Нараяна, как ты себя чувствуешь?» Это дало ему сукрити. И в результате того, что он ежедневно повторял имя Нараяны, он обрёл садху-сангу, к нему пришли четверо вишнудутов. А когда он услышал о славе святого имени от вишнудутов, в его сердце проявилась шраддха. Он обрёл веру в святое имя Кришны. Он оставил все, отправился Харидвар и в обществе садху повторял святое имя. И когда его повторение святого имени стало полностью чистым, он отправился в обитель Бога.
Эта история учит нас тому, насколько могущественно святое имя Кришны. Если даже не само святое имя, а всего лишь тень святого имени – намабхас – может уничтожить тысячи тысяч грехов, то какой силой должно обладать чистое повторение святого имени Господа!
* * *

В 9 Песни приводится упакхьяна об Амбарише Махарадже. У Амбариши Махараджа произошёл инцидент с очень могущественным йогом – Дурвасой Риши. Дурваса Риши настолько могущественен, что может летать куда угодно по всей вселенной. Если он кому-нибудь скажет: «Умри!», — тот сразу же умрёт. А если он скажет трупу: «Оживи!», — он тут же оживёт. Если вдруг он скажет: «Ты срезал у меня один волосок, стань же крокодилом!», — и этот человек сразу же станет крокодилом. Несмотря на всё своё могущество, Дурваса Риши всё же был вынужден признать полное поражение перед Амбаришей Махараджем.
Амбариша Махарадж совершал ягью не для того, чтобы обрести йога-сиддхи. В чём заключалась его тапасья? Он следовал экадаши и жил в Мадхуване во Враджа-мандале. Эти две простые вещи – жить в святом месте и следовать экадаши — обладают огромным могуществом в духовной жизни. Также Амбариша Махарадж служит примером человека, который вовлекал все свои чувства в служении Кришне.
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси вайкунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе

(Шримад Бхагаватам, 9.4.18)

Он занимал свои уши слушанием хари-катхи, руки – уборкой храма, глаза – тем, чтобы получать даршан Божеств в храме, носом он вдыхал аромат цветов, предложенных Господу, языком он наслаждался только вкушением махапрасада. Своё чувство осязания он использовал для того, чтобы касаться тел вайшнавов – делать им массаж.. А свои ноги он использовал для того, чтобы посещать святые места на парикраме. Его голова служила для того, чтобы склонять её перед мурти Господа. Он оставил все свои желания и сделал желания Господа своими желаниями. У него была рати – глубокая привязанность к чистым вайшнавам. Тем самым он использовал всё – свои чувства, свою речь, свои чувства, свои желания и привязанности – в служении Хари, гуру и вайшнавам.
Он стал таким могущественным, что сам Господь Нараяна признал:
ахам бхакта-парадхино
хй асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хридайо
бхактаир бхакта-джана-прийах

«У Меня нет никакой независимости, Я нахожусь в полной власти своих преданных», – сказал Господь Нараяна. (Шримад Бхагаватам, 9.4.63)

Любая деятельность в бхакти-йоге очень проста, но она имеет огромную силу.
Итак, мы закончили обсуждать историю Амбариши Махараджа, передав её суть.

* * *

В 6 Песни рассказана история Читракету Махараджа. В 9-ти первых Песнях «Шримад Бхагаватам» его учение – самое возвышенное. Когда Парвати прокляла Читракету Махараджа, он стал Вритрасурой и вознёс возвышенные молитвы.
ахам харе тава падаика-мула-
дасанудасо бхавитасми бхуйах
маннах смареташу-патер гунамс те
гринита вак карма кароту кайах

(Шримад Бхагаватам, 6.11.24)

Это очень возвышенный стих, который Бхактивинод Тхакур включил в свою «Бхаджана-рахасью». Не было никаких сомнений, что Вритрасура умрёт и оставит этот мир. И когда он умирал, поскольку его сердце было очень мягкое, и оно таяло, он молился только об одном. У него была такая сильная любовь к Господу, что он даже не просил у Господа позволения стать его слугой. Он думал: «Пожалуйста, позволь мне стать слугой слуги слуги твоего слуги». Это прекрасное и сладостное настроение.
Когда кто-то стремится служить Господу лично, то к этому может быть примешено желание удовлетворять свои чувства и получать удовольствие. Но когда человек хочет служить слуге слуги слуг, то это служение очень чистое и бескорыстное. Вритрасура молился об этом. Но не только. Он говорил, что если в будущей жизни ему удастся стать слугой слуги слуги Господа, то он сможет занять свой ум тем, что будет всегда помнить о Господе, свои слова – в прославлении Господа, а тело – в служении слугам Господа. Он знал, что все возможности и осознание истины приходят благодаря служению вайшнавам. Мы хотим занять свой ум, мы хотим занять свою речь и своё тело в служении, но без служения слуге слуги вайшнавов мы не сможем этого достичь.
В его молитвах проскальзывает очень сокровенное умонастроение. Он называет Господа «Ашупати». Ашупати – синоним слова «Пранапати» или «Прананатх». Так гопи называет своего возлюбленного. Она говорит: «Ты не друг мне, не господин, не муж, ты – сама моя жизнь, ты – дыхание моей жизни».
У Вритрасуры проскальзывает абхас, отражение, умонастроения гопи. Он говорит в следующем стихе:
на нака-приштхам на ча парамештхйам
на сарва-бхаумам на расадхипатйам
на йога-сиддхир апунар-бхавам ва
саманджаса тва вирахайа канкше

«В своей следующей жизни я не стремлюсь попасть ни на Дхрува-локу или Брахма-локу, ни на нижние планетные системы, ни на верхние, не надо мне ни освобождения, ни мистические сиддхи. Я хочу лишь обрести очень сильное чувство разлуки». (Шримад Бхагаватам, 6.11.25)

аджата-пакша ива матарам кхагах
станйам йатха ватсатарах кшудх-артах
прийам прийева вйушитам вишанна
мано равиндакша дидрикшате твам

(Шримад Бхагаватам, 6.11.26)

В этом стихе Вритрасура называет Кришну аравинда, лотосоокий. Сначала он говорит: «Я хочу своими мыслями полностью погрузиться в тебя, так же как птенец всегда думает о матери, которая принесёт ему пищу». Неоперившийся птенец сидит в гнезде с раскрытым ртом и полностью поглощён мыслями о том, когда же ему принесут поесть.
Но потом Вритрасура говорит: «Нет, я хочу быть как телёнок. Когда корову, его мать, доят, он стоит на привязи, тянется к своей матери и мычит». Птенец просто помнит о своей матери, а телёнок ещё и совершает киртан.
Но потом он говорит: «Прийам прийева вйушитам вишанна, нет, я хочу быть как женщина, чей возлюбленный уехал в дальние страны, и она всё время ждёт его и думает о том, когда же он приедет. Тогда она его хорошо накормит, разотрёт его тело и будет всячески ухаживать за ним. Эти мысли не покидают её ум. В разлуке она поёт о своём возлюбленном». В этом стихе он говорит, что женщина постоянно думает не о муже, а о прийам прийева, возлюбленном.
В этом стихе также проявляется умонастроение, которое является абхасом, тенью, умонастроения гопи. Этот пример самый совершенный, потому что женщина, которая ждёт своего возлюбленного, не только постоянно думает о нём, не только воспевает его имя, но также совершает множество видов служения ему.
* * *

Итак, мы обсудили с 1 по 9 Песни. Через эти 9 Песней «Шримад Бхагаватам» Вьясадев и Шукадев Госвами постепенно подводят нас к 10 Песни «Шримад Бхагаватам», которая является сутью всего «Шримад Бхагаватам».
Когда преданные приезжают в паломничество в Индию, они проверяют, всё ли у них есть, что необходимо: ведро, спальный мешок, мешочек для чёток, книга «Уджжвала-ниламани»… Убедившись, что всё на месте, они могут отправляться на парикраму. Точно также и здесь – прежде чем перейти к 10-й Песни, вы должны получить все наставления, которые даны в предыдущих 9 Песнях.
Вначале от Капиладева мы узнали, в чём природа чистого бхакти и как его достичь. Мы узнали, что надо всегда находиться в садху-саге и слушать хари-катху из уст садху.
У Дхрувы Махараджа мы научились тому, что необходимо получить дикшу от истинного гуру, а затем с решимостью и твёрдостью следовать его наставлениям, повторяя полученные от гуру дикша-мантры. И то, что мы должны быть аньябхилашита-шуньям, оставить все материальные мотивы в нашей практике.
На примере Аджамилы мы научились тому, что святое имя Кришны очень могущественно, и мы должны повторять его имя.
У Прахлада Махараджа мы научились тому, что мы должны полностью сосредоточиться на своей цели, на конкретных отношениях с Кришной, и тогда мы достигнем этих отношений, кем бы мы ни были и на каком бы уровне ни находились.
Из истории Бхараты Махараджа мы поняли, что если мы будем медитировать на любого из спутников Кришны, то мы обязательно достигнем таких же отношений с Кришной.
И теперь, понимая все эти вещи, с помощью садху-санги, хари-катхи, дикша-мантр, веры в силу повторения святых имён и понимания, что кем бы я ни был, обладаю ли я квалификацией или нет, но если я сосредоточусь на определённых отношениях с Кришной, то я смогу обрести эти отношения и достигну положения его спутника, тогда приходит очень сильная устремлённость.
Каким образом нам погрузиться в такое настроение? Мы должны в этом следовать примеру Амбариши Махараджа, который вовлекал все свои чувства в преданное служение. А также соблюдать экадаши, потому что Экадаши-деви даёт так много милости. Нам нужно стараться бывать в святых местах.
А на примере Бхараты Махараджа мы научились тому, что следует быть крайне острожным, не позволять уму отклоняться от цели бхакти, иначе можно быстро потерять всё.
И если погрузить своё сознание в один из видов конкретных отношений с Кришной, то Кришна должен будет принять меня. В каком умонастроении нужно думать о Кришне? Об этом мы узнаём от Читракету Махараджа. Я не стану думать о Кришне как о моём друге, моём господине, моём муже или моём ребёнке… Кришна должен быть моим возлюбленным! Не супругом, а возлюбленным!...
Вооружившись всем этим, мы можем слушать 10 Песнь «Шримад Бхагаватам». Если теперь мы будем слушать только об играх Кришны во Врадже, то постепенно по милости Йогамайи мы ощутим в своих сердцах, как наши отношения с Кришной становятся очень прочными. В этом суть «Шримад Бхагаватам»!
* * *

В «Брихад Бхагаватамрите» Санатана Госвами привёл очень важный пример в отношении Парикшита Махараджа и его матери Уттары. Как мы знаем, Парикшиту Махараджу оставалось жить только семь дней, и всё это время он только слушал «Шримад Бхагаватам» от Шукадева Госвами.
После того, как он услышал «Шримад Бхагаватам», он погрузился в медитацию, затем перед ним появился змей Такшака и ужалил его. Оставив этот мир, Парикшит Махарадж отправился в высшую обитель Бога и стал там служанкой Радхарани. В «Брихад Бхагаватамрите» Санатана Госвами рассказывает, что произошло в этот короткий промежуток времени после того, как Шукадев Госвами закончил рассказывать «Бхагаватам», и до того, как появился змей Такшака и ужалил Парикшита Махараджа.
В этот момент к Парикшиту Махараджу подошла его мать Уттара и попросила его о помощи. Она сказала: «Я всего лишь неразумная женщина. Хотя я услышала весь «Шримад Бхагаватам», но так и не смогла понять его смысл! Можешь ли ты объяснить мне его?» В действительности она была очень разумной, поскольку у неё возник такой вопрос. Она попросила сына в двух словах рассказать ей, в чём заключается суть «Шримад Бхагаватам». И Парикшит Махарадж попросил её слушать внимательно.
Все мы читали «Шримад Бхагаватам» и пришли к разным мнениям, но Парикшит Махарадж обладал очень развитым разумом, поэтому он смог придти к истинному заключению. Он сказал: «Моя дорогая мать, пожалуйста, оставь всю свою стыдливость, застенчивость и обрети джара-буддха». Джара – это женщина, у которой, кроме мужа, есть любовник. Неверность мужу называется джара-буддха. В нашем мире это считается преступлением против дхармы.
Какие отношения у Кришны с Уттарой? Уттара, мать Парикшита Махараджа, была женой Абхиманью. Абхиманью – это сын Арджуны и Субхадры, а Субхадра – родная сестра Кришны, она же – свекровь Уттары. Таким образом, Кришна – брат свекрови Уттары.
Для целомудренной жены в ведическом обществе иметь любовника – это позор. Но принять любовником брата своей свекрови – это очень сложная для понимания вещь для тех, кто строго следует ведической культуре. Поэтому Парикшит Махарадж сказал своей матери, что суть «Шримад Бхагаватам» в том, что ей следует забыть о своей скромности и отнестись к Кришне как своему возлюбленному.
Почему он посоветовал ей оставить стыдливость? Всем садхакам важно понять этот момент правильно. Поскольку по крайней мере половина из нас находится в мужских телах, то у некоторых сама идея о том, чтобы принять Кришну своим возлюбленным, может вызвать смущение и стыд. Но таково послание «Шримад Бхагаватам»! Будь вы мужчина или женщина, вам следует развить настроение джара-буддха по отношению к Кришне, даже если он – брат вашей свекрови. Совершать садхана-бхаджан с таким отношением к Кришне — это самый могущественный процесс.
Многие из вас сегодня или завтра получат у Шрилы Гурудева инициацию в дикшу. Давая дикшу, Шрила Гурудев делает намёк ученику на его особые отношения с Кришной. Эти отношения и есть джара-буддха. В этом – суть и высший смысл учения «Шримад Бхагаватам», всех Вед, всех Упанишад и Веданты. Каждый ученик должен, отбросив стыдливость, развить это настроение в своём сердце. В этом настроении надо погружаться в шраванам, киртанам и смаранам.
* * *

У кого-то могут быть сомнения… Кто-то подумает: «Когда я получал посвящение в дикшу, со мной в комнате находилось несколько десятков человек. Как же Гурудев мог рассказать мне о моих индивидуальных отношениях с Кришной при всех?» Но Шрила Гурудев делает это, не сомневайтесь.
Как вы знаете, в танце раса участвовало много разных групп гопи: сиддхи, садхана-сиддхи, кавья-вьюха гопи. Среди саддхана-сиддха-гопи было много разных типов гопи, таких как йотаки и айотаки-гопи. Йотаки – это те гопи, которые в предыдущем рождении в этом мире совершали садхана-бхаджан вместе, в одной группе, подобно мудрецам в лесу Дандакаранья.
Много-много лет подряд мудрецы в этом лесу повторяли гопал-мантру, но у них не было особого рвения к повторению этой мантры, поэтому у них могло уйти много тысяч лет, прежде чем они достигли бы духовного мира. Именно тогда в тот лес пришёл Господь Рамачандра, и предстал перед ними в облике, очень похожем на Шри Кришну, Божество гопал-мантры. Мудрецы были очарованы его красотой. Господь Рама дал им свои благословения, после чего они стали повторять мантру с глубокой погружённостью. Вы получили ту же самую гопал-мантру от Гурудева. В следующей жизни мудрецы родились как гопи во Вриндаване и все вместе отправились на раса-лилу. Поэтому не думайте, что если на инициации вы были в большой группе преданных, Гурудев не дал вам индивидуальные отношения с Кришной. Многие гопи, которые идут на раса-лилу, отправляются туда группами, поэтому не волнуйтесь.
Джара-буддха, или настроение паракия-расы, объяснено такими ачарьями, как Рагхунатха дас Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами и другими. Если вы хотите обрести джара-буддха, вам надо изучать такие книги, как «Бхаджана-рахасья», «Упадешамрита» и «Манах Шикша».
Есть люди, которые говорят, что джара-буддха не присутствует на Голоке Вриндаване. Они считают, что Кришна вступает с гопи в паракия-расу только в материальном мире, и что в духовном мире этого нет. Они говорят, что Радха и Кришна в духовном мире являются вечными супругами в свакия-расе. Но в свакия, супружеских отношениях, значительно меньше расы, чем в паракия.
* * *

Однажды Шрила Гурудев доказал, что на Голоке Вриндаване присутствует паракия-раса. В 2000 году Гурудев оплатил возведение мраморной платформы под знаменитым баньяновым деревом в Бхандираване. Там установлена памятная плита, на которой написано, что в этом месте Кришна проглотил лесной пожар. Это – дерево Бхандирават. Оно было огромным, его воздушные корни простирались очень далеко, переходя даже на другой берег Ямуны. Мальчики-пастушки перебирались по этим корням с берега на берег. Здесь Кришна и его дружки-пастушки проводили бходжана-лилу, свой весёлый пикник. В этом же месте проходила гандхарва-виваха Радхи и Кришны, то есть их свадьба по правилам гандхарвов. Гандхарва-виваха означает «неофициальная свадьба», когда юноша и девушка обмениваются гирляндами и с этого момента считают друг друга супругами.
Многие бабаджи, которые жили в том месте, увидев эту надпись, возмутились и написали протест нашему Гурудеву. Они утверждали, что этот санньяси из Гаудия Матха учит неправильно, ведь Радха и Кришна на самом деле поженились здесь, и это была не гандхарва-виваха. Свадьба считается настоящей, когда её проводит жрец-брахман. Во время той лилы на это место спустился Господь Брахма и взял на себя роль этого жреца, поэтому следует считать эту свадьбу Радхи и Кришны официальной.
Но что же произошло в той лиле? В некоторых Пуранах, а также в «Гита Говинде» рассказано, что однажды, когда Кришна был ещё пятилетним мальчиком, его отец, держа Кришну за руку, гулял с ним по Бхандиравану. Вдруг в небе появились тучи, и Нанда Баба подумал, что сейчас может начаться ливень, и его лала, его сынок, промокнет до нитки, поэтому он решил отвести его домой. Тут он увидел дочь Вришабхану Махараджа, Шримати Радхику, которая тоже была ещё маленькой девочкой. Нанда Баба соединил их руки и попросил их поскорее идти домой. «Идите в гриху», – сказал он им. Радха и Кришна ушли, взявшись за руки.
Что такое гриха? Это не здание, не жилище. Допустим, в одном здании живёт много брахмачари, санньяси и матаджи, но это место не будет называться гриха, поскольку там нет семейный людей. Гриха – это место, где живут семейные, женатые люди.
Радха и Кришна шли и думали, что раз отец Кришны сказал им идти в гриху, это значит, что они должны пожениться. Когда они пришли к Бхандирвату, там под влиянием Йогамайи их внешность изменилась, они выглядели как шестнадцатилетние юноша и девушка. Тут же появились близкие подруги Радхики – Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата и остальные ашта-сакхи-гопи. Все они были кишори, юные девушки. Они запели киртаны, которые поются во время свадебной церемонии. Говинда гопала мурали манохара нанда-лала…
Когда сакхи запели киртан, с Брахмалоки спустился Господь Брахма и начал проводить свадебную церемонию. Господь Брахма велел Радхе и Кришне обменяться гирляндами и произнести поочерёдно мантру – тад идам мридаям мама яд идам мридаям тава. В ней говорится: «Я отдаю своё сердце тебе, а ты отдаёшь своё сердце мне». Когда эта церемония была закончена, Господь Брахма вернулся на Брахмалоку, все ашта-сакхи исчезли, Радха и Кришна вновь стали пятилетними детьми, и, держась за руки, они вернулись домой.
Некоторые пандиты говорят, что это была настоящая свадьба, что Радха и Кришна заключили брак между собой, поэтому они отказываются верить в теорию о паракия-расе, джара-буддхи. Но наш Гурудев опроверг их аргументы. Он сказал, что на настоящей свадьбе должны были присутствовать родители с обеих сторон, и поскольку там не были ни Нанда Баба и Яшода-майя, ни Вришабхану Махарадж и Киртида-деви, то это нельзя назвать настоящей свадьбой. Эта лила была гандхарва-вивахой, игрой Радхи и Кришны. Господь Брахма тоже принял участие в этой детской игре.
Затем Гурудев привёл в доказательство цитату из «Брахманда Пураны». Там рассказывается, как Вришабхану Махарадж искал подходящего жениха для своей дочери Радхарани. Он хотел устроить свадьбу своей дочери с Кришной, но его планы разрушила Пурнамаси-деви, сделавшая всё, чтобы настроение свакия не проникло во Врадж. Он долго искал и, наконец, нашёл подходящего кандидата – сына Джатилы Абхиманью, или Айан Гхоша, как его называют преданные в Бенгалии. Когда Радхарани услышала, что её собираются выдать замуж за Айан Гхоша, она стала безудержно рыдать. Каждый день она проводила пуджу и молилась Катьяяни-деви, чтобы та спасла её.
Однажды она плакала и молилась Катьяяни-деви, и вдруг перед ней появился Кришна и сказал: «Радхе, пожалуйста, не плачь! Не расстраивайся! Айан Гхош – это моё проявление, он подобен моей тени и потому отчасти он является мной». Но Радхарани такое объяснение не удовлетворило. Тогда Кришна сказал: «Всё это устроила Йогамайя, чтобы дать нам возможность наслаждаться паракия-расой, которая в высшей степени сладостна». Но и это не удовлетворило Радхарани. Кришна продолжил: «Айан Гхош — почти что мой дядя, а я – его племянник. Мою маму зовут Яшода, а бабушку – Патала-деви. Брата Патала-деви зовут Гхола. Гхола женат на Джатиле, а их сын – Айан Гхош, поэтому он мне как дядя. Он – двоюродный брат моей мамы, поэтому мне он как дядя».
Когда в ведической традиции мужчина женится, он приглашает на свадьбу своих племянников, которым отведена роль в свадебной церемонии. В христианской свадьбе тоже присутствуют маленькие мальчики в роли пажей. В Индии, например, можно увидеть в свадебной процессии красиво одетого жениха, который едет на лошади, а перед ним сидит маленький мальчик. Как правило, этот мальчик – его племянник.
Поэтому Кришна сказал Радхарани: «Не волнуйся, во время вашей свадьбы я постоянно буду рядом с тобой, потому что я – его племянник. На мне тоже будут праздничные одежды, и я приеду на лошади вместе с ним. Когда вы будете обходить огонь, я буду обходить его вместе с вами. А когда вы сядете напротив друг друга, и жрец попросит вас произнести клятвы друг другу, я буду сидеть рядом, и у меня есть один хороший план. Когда Айан Гхош должен будет произнести клятву, я ущипну его так, что он на какое-то время лишится дара речи и не сможет произнести её. Тогда я вместо него произнесу тебе клятву супружеской верности. А мой дядя уже не будет ни мужчиной, ни женщиной. С этого момента он не будет испытывать к тебе никакого влечения и не прикоснётся к тебе никогда в жизни. И он будет так стесняться этого, что никому не сможет об этом сказать». Выслушав план Кришны, Радхарани немного успокоилась, и Кришна исчез.
Таким образом Йогамайя создала видимость того, что Радхарани замужем за кем-то другим, благодаря чему была создана возможность для паракия-расы между Радхикой и Кришной. В чём же сладость этих отношений? Для примера я расскажу вам одну лилу.
* * *

Однажды Радхарани узнала о том, что её Кришна ушёл на свидание с Чандравали. Радхарани очень разгневалась, и, когда Кришна вновь пришёл к ней, она набросилась на него с упрёками и прогнала. Много дней Радхика отказывалась встречаться с ним, и у Кришны разрывалось сердце. Кришна думал: «Что же мне делать?».
Радхарани жила в доме своей свекрови в Явате. Кришна всё время думал о том, как ему с ней встретиться. Он пошёл к Вринде и попросил у неё совет, как ему встретиться с Радхарани. Вринда-деви сказала, что, поклоняясь Господу Шиве, можно легко удовлетворить его, и тогда он исполнит любое твоё желание.
В «Бхагавад Гите» Шри Кришна сказал:
камаис таис таир хрита-гьянах
прападьянте 'нйа-деватах

«Те, чей разум похитила кама, поклоняются полубогам».
(Бхагавад Гита, 7.20)

И поскольку Кришна сгорал от желания встретиться с Радхарани, он начал поклоняться Шиве. Господь Шива был очень доволен им, он явился перед Кришной и дал ему благословение. По милости Господа Шивы Кришна изменил свою внешность, став похожим на йога-аскета, его волосы стали очень длинными и спутанными, он был одет в оленью шкуру, в руках он держал священное писание, а его тело было покрыто пеплом. Некоторые из его друзей также изменили свою внешность и выглядели как йоги.
В облике йога Кришна пришёл в Яват и стал бродить вокруг дома Джатилы, прося: «Бхикшам дехи, бхикшам дехи, подайте мне что-нибудь!». При этом он добавлял: «Я могу принять подаяние только от того, кто чист и совершил сегодня пуджу».
Айан Гхош в это время доил коров, поэтому он не был чист. Джатила лепила лепёшки из коровьего навоза. Только Радхарани была чистой, и только она провела пуджу в тот день. Только Радхарани могла дать бхикшу этому йогу. Она вышла к дверям с большим подносом в руках, на котором были мука, дал, рис, гхи и другие продукты. Осмотрев поднос, йог сказал ей: «Ты должна дать мне что-то более ценное!» Радхарани ответила: «Я готова дать тебе всё, что ты попросишь, если это не нарушит мой обет целомудрия».
Тогда Кришна сказал: «Я йог-мистик и обладаю некоторыми сиддхами. В своей медитации я увидел одного юношу, сына Нанды Махараджа, его зовут Кришна, который горько плакал. Я понял, что если он не встретится с тобой сегодня же, то он умрёт…»
Рассказав Радхике о том, что он умирает от разлуки с ней, Кришна почувствовал себя Кришной и на его теле стали проявляться все саттвика-бхавы, которые свойственны только ему. Когда Радхарани заметила знакомые симптомы, она подумала, не сам ли Кришна стоит перед ней?… И как только она поняла, что это Кришна, Радхика подняла свой поднос и перевернула его ему на голову. Затем она повернулась и пошла домой.
Пройдя несколько шагов, Радхика повернулась, чтобы посмотреть на Кришну, и в уголках её рта видна была нежная улыбка. Затем она вошла в дом и захлопнула дверь. А Кришна стоял на улице весь вымазанный в гхи, муке, горохе и других продуктах, но он был очень счастлив оттого, что ему удалось добиться главного: улыбка, которую Радхарани подарила ему, означала, что она больше не обижается на него.
* * *

Такие сладостные игры могут происходить только в том случае, если Радхарани замужем за кем-то другим, а Кришна – её возлюбленный. Если бы Радха и Кришна были женаты друг на друге, то все эти сладостные игры были бы невозможны. Принятие умонастроения джара-буддха, или паракия-расы, является сутью всего «Шримад Бхагаватам».

Джая Шри Радхе!

перевод: Амбариша дас
набор: Ямуна даси
редакция: Варадешвара дас, Пушпанджали даси, Абхинанда дас
(с) 2007г., Москва


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

5 страниц V  « < 3 4 5
Ответить в данную темуНачать новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия | www.hari-katha.org | Библиотека Вайшнавизма | Сейчас: 16.4.2024, 21:14
© 1999-2024 Hari-katha.org All rights reserved.
День рождения проекта: 15.03.1999г.