Хочу поделиться только что сделанным переводом главы из книги Падманабхи Госвами "Shalagrama-Shila". Похалуйста, не судите строго о качестве перевода. Он сырой, не отредактированный.
Ваш слуга,
Гауридас
Явление Шалаграма и Туласи
История о появлении Шалаграма и Туласи описывается в Брахма-вайварта Пуране. Мы приводим ее вкратце, так как в оригинале она довольно обширна.
В давние времена жил на свете царь по имени Вришадхваджа. Он родился в династии благочестивых царей-Вайшнавов, но несмотря на это был предан только Господу Шиве. У него не было веры ни в Господа Вишну, ни в полубогов. Он дошел даже до того, что стал поносить поклонение Господу Вишну. Из за такого оскорбительного отношения он навлек на себя гнев Сурьядевы, который проклял его на потерю всего богатства и могущества. Таким образом, он и два поколения его потомков были обречены на нищенство.
Затем в их роду появился Дхармадхваджа, который очень преданно поклонялся Лакшмидеви. Он стремился снискать Ее благоволение и наконец Она проявила к нему милость и появилась в лоне его супруги в форме Своей полной экспансии. На праздник Картика Пурнима, в самое благоприятное время, Мадхави, супруга Дхармадхваджи, родила прекрасную дочь, украшенную всеми самыми благоприятными знаками. Она выросла и стала удивительной красоты девушкой. Она всегда выглядела шестнадцатилетней. Красота ее похитила умы и сердца всех. Ничто не могло сравниться с ее красотой и поэтому ее звали Туласи (несравненная).
Однажды Туласи оставила дом и отправилась в Бадри-ван, где посвятила себя суровым аскезам, желая себе в мужья Самого Господа Нараяну. Довольный ее подвижничеством, Брахмаджи предстал перед ней и спросил, что она хочет получить в обмен на совершение аскез. Туласи ответила ему: «В прошлой жизни я была гопи по имени Туласи. Мне несказанно повезло и я стала возлюбленной служанкой Господа Кришны. Однажды, во время раса-мандалы Радхарани разгневалась на меня и прокляла меня родиться на Земле среди людей. Я оставила свое божественное тело и родилась здесь в моем нынешнем обличье. В награду за мое подвижничество я хочу получить в мужья Самого Нараяну.»
Господь Брахма произнес в ответ: «Кроме тебя, Радхарани прокляла пастушка по имени Судама. Он тоже был вынужден родиться на Земле, в семье демонов, и сейчас известен под именем Шанкхачуда. Он тоже совершил великие аскезы, чтобы добиться твоей руки. Поэтому, он должен стать твоим мужем в этой жизни. Позднее, под влиянием лилы, ты проклянешь Господа Нараяну, Который примет твое проклятие и затем станет твоим супругом. Господь Вишну полюбит тебя больше чем Свою жизнь, поэтому без тебя любая пуджа не принесет никаких плодов. По моему благословению, ты станешь богиней всех деревьев и насладишься постоянным общением с Господом Вишну.»
Получив желаемые благословения и особый защитный амулет (кавачу) от Господа Брахмы, Шанкхачуда прибыл в Бадри-ван, где он встретил Туласи. Во время их беседы Господь Брахма появился рядом с ними и произнес: «Шанкхачуда, прими эту дувушку в жены!» Повернувшись к Туласи, он добавил: «После смерти Шанкхачуды твоим супругом станет Господь Вишну.»
Среди благословений, которые Шанкхачуда получил от Господа Брахмы, было и такое, что до тех пор пока честь его жены останется незапятнанной, никто не сможет убить его. Обретя такое благословение, Шанкхачуда очень возгордился и стал угнетать людей и полубогов. Серьезно обеспокоенные его поведением, полубоги обратились к Господу Шиве с просьбой о защите. Господь Шанкара, отправился к Шанкхачуде и лично сразился с ним в поединке.
Тем временем, Господь Вишну решил похитить честь Туласи. Пока Господь Шива и Шанкхачуда неистово сражались, Господь Хари принял облик брахмана и появился на поле сражения. Там Он обратился к Шанкхачуде: «Не будешь ли ты столь любезен пожертвовать мне, брахману, свою защитную кавачу?» Шанкхачуда незамедлительно отдал Господу кавачу. После этого Господь Хари принял облик Шанкхачуды и предстал перед Туласи. Там, в облике ее мужа, Он насладился с ней и тем лишил ее чести.
Бхавишья Пурана старательно и пространно объясняет, что Господа Вишну нельзя здесь обвинить в аморальном поведении. Он действовал таким образом, чтобы сбылось благословение данное Его Преданным, Господом Брахмой, Шанкхачуде. Но в то же время, Он хотел помочь Преданным и полубогам. Для этого Он проявил лилу, которая может быть истолкована как аморальное поведение. Но так как Туласи является полной экспансией Лакшмидеви, она в действительности приходится супругой Господу Вишну.
В тот самый момент Шанкараджи убил Шанкхачуду в сражении. Когда Туласи узнала о произошедшем она сказала Господу Хари: «Ты лишил меня чести путем обмана и убил моего мужа! Твое сердце подобно камню! Так будь же камнем на этой Земле, я проклинаю Тебя!»
Господь Хари ответил: «Ты прошла через столь суровые аскезы, чтобы получить Меня. В то же время Шанкхачуда совершил великое подвижничество, чтобы добиться твоей руки. Он достиг своей цели и получил тебя в жены. Поэтому он сейчас на Голоке. Теперь ты можешь взять то, к чему так стремилась. Оставив это преходящее тело и приняв божественный облик, ты навеки останешься со Мной. Твое нынешнее тело превратится в реку Гандаки, а из твоих волос вырастут деревья Туласи. Во исполнение твоего проклятия, Я стану камнем, шалаграма-шилой, и навсегда поселюсь на берегах реки Гандаки. Миллионы червей, обитающих в тех местах, украсят эти камни знаками Моей чакры, выгрызая их своими острыми зубами.» С тех пор Господь Вишну пребывает в виде камней в водах реки Гандаки.