["О НАСТОЯЩЕМ"] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Maxim A. Meyster 08:14:31 04/09/2000:
Когда Сваруп Дамодар оценивал стих, он проверял соответствие его настроений сиддханте и то, чтобы в стихе отсутствовало смешение рас (раса-бхаса). Он не оченивал личность. В данном случае оценка опиралась на предположение (хотя и верное L, что стих написан неофитом, а значит, не может содержать истинных чувств. Это не верная посылка при оценке поэзии. При оценке стиха, претендующего на духовное содержание, его нужно разбирать по следующим критериям: 1) внешняя форма (правильность рифмовки, стиль и т.д., что относится к поэзии самой по себе) 2) сиддханта 3) раса (какую расу описывает стих, есть ли раса-бхас, а если есть, не является ли данная раса-бхаса допустимой, такое тоже бывает (примеры есть в Бхакти-расамрита-синдху) Посылая стих, я сразу указал, что через бумагу очень сложно передать настроение, нужно живое общение. В результате то настроение, которое я хотел передать в случае Сергея оказалось «тоской зеленой», а в случае Малини дд – «шокирующим»… Простите за длинное письмо, я попытаюсь «сказать, что я на самом деле хотел сказать». Однажды, матушка Йашода тяжело трудилась целый день, сбивая свежий йогурт в масло. Наконец, под вечер, Она закончила свой труд. Но случилось так, что маленький Кришна обиделся на Свою маму (не буду рассказывать почему, и так большинство присутствующих знают J ) и, улучив момент, разбил все Ее горшки со свежевзбитым маслом! После чего мама Йашода взяла хворостину и со вполне определенным намерением стала приближаться к проказнику-Кришне… Такая игра стояла в уме во время написания стиха… А теперь я объясню, что означает каждый стих в контексте данной медитации. Первый стих описывает начальное положение садхаки, которое еще называют тапой. Но в нем есть отличие от стандартной тапы, которое описывается в четвертой строчке. После четвертой строчки резкий переход (может быть слишком резкий) указывающий на переход настроения вайддхи к настроению раги. Здесь есть несмелая, слабая, наивная попытка войти в настроение рагатмика-бхакты (в данном случае Йашоды). Это второй стих. В третьем стихе чувства усиливаются. Этот стих пытается передать настроение Йашоды, когда досада от разбитого горшка с маслом уже прошла и сменилась беспокойством разлуки с дорогим Гопалом (увидев хворостину в руке Своей матери, Кришна испугался и спрятался). В этом настроении садхака в анураге Йашоды пытается привести аргументы, которые бы заставили испуганного Гопала выйти из укрытия и предстать перед измученным разлукой взором сердца… Первые две строчки последнего, четвертого стиха по-прежнему в настроении Йашоды, а две последние строчки – уже снова в настроении садхаки, который выйдя из медитации на Лилу, вдруг понимает свое безнадежное положение… Попробуйте перечитать стих в контексте данного настроения. Может быть, он не так уж безнадежен. Если найдете апасиддханту или расабхасу, пишите. Автор будет благодарен J Извинения всем старшим преданным: обещаю больше не писать таких писем. На самом деле даже в храме я не говорю о расе и раге. Но у меня создается впечатление, что здесь собрались либо ваишнавы «со стажем», которые понимают, о чем я хотел сказать, либо «прохожие», которые все равно ничего не поймут (я намеренно не переводил санскритские термины)… Еще раз прошу прощения. Обещаю исправиться, и больше не публиковать результаты своей медитации. Мои поклоны и возвратные благословения, Максим А. Мейстер PS: Персонально Сергею: Простите, что стих навел на вас материальную тоску (он должен был навевать тоску, но одухотворенную…). Но я Вам очень благодарен, за то, что Ваше письмо подняло мне настроение на целый день! Сравнение с Омар Хайамом для такого гордеца, как я… Это было нечто! Спасибо. PPS: Все-таки насколько прав Шрила Гоур-Говинда Свами! Это я сделал вывод после перечитывания через какое-то время того, что написал. Коротко: невозможно передать чувства и настроения через бумагу. Или почти невозможно?.. PPPS: Чтобы убедиться в своих подозрениях из предыдущего PPS, задам впрос: Что означает название стиха в контексте описанного настроения?
Ответы и комментарии: