Вопрос о Кришна дасе


["ДИСКУССИИ О НАСТОЯЩЕМ"] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Kalki das 00:17:52 21/07/2000:

 
Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
 
Вся слава Вайшнавам!
 
 
Примите мои смиренные поклоны.
 
 
Хочу задать вопрос, который смущает меня уже долгое время.
 
Прошу прощения у всех преданных, чьим чувствам могу невольно нанести этим вопросом оскорбление. Также прошу прощения у всех Ачарйев.
 
 
Очень давно, еще слабо разбираясь в Ведической литературе, я приобрел книгу «Нет жизни без Кришны». Это академическое издание, перевод пад и киртанов, посвященных Кришне, 8-ми знаменитых поэтов секты «Пушти Марг», учеников Шри Валлабхачарйи. Могу сказать, что стихи произвели на меня неизгладимое впечатление, запали в сердце. Помимо стихов, эта книга также содержит жизнеописания  этих поэтов, составленные Вайшнавами этой сампрадайи. Когда я впервые читал эти жития, я мало что понял, для меня эти события были очень удалены по месту и времени. Потом я несколько раз возвращался к стихам, но жития не перечитывал. Все же, года полтора назад, я решил их перечитать. Тогда я уже намного больше знал о Господе Чайтанйе и шести Госвами. Меня неприятно поразил один эпизод из жития Кришна даса. Он граничит с клеветой, по моему мнению, но причину этого я не понимаю. В связи с этим, встают вопросы: как складывались отношения последователей Господа Чаитанйи и Шри Валлабхачарйи при их жизни? Как складываются они сейчас? Для меня это не праздный вопрос, а попытка осознать место учения Господа Чаитанйи в религиозной жизни Индии и его отношения с другими течениями вайшнавизма.
 
 
Вот этот эпизод из жития Кришна даса, составленного Виттхаланатхом:
 
 
Житие Кришна даса Адхикари
 
 
 
 
Прасанг 2. Сначала  службу в храме Шри Натха совершали бенгальцы. Ежедневно надевали на Кришну подаренный Махапрабху (здесь под Махапрабху понимается Шри Валлабхачарйа – Kalki das) головной убор – корону, дхоти, изукрашенные алмазами. Сколько подношений давали, столько и тратили, ничего не собирали, все употребляли бенгальцы для службы. Затем Шри Ачарйа джи Махапрабху дал приказ Кришна дасу: «Ты живи в Гобардхане и там прислуживай в храме!» Тогда Кришна дас стал управителем и начал распоряжаться.
 
Затем однажды он отправился в Матхуру, и когда достиг Адингало, то в Пенде встретил Аватхут даса.  Аватхут дас спросил: «Кришна дас, куда идешь?» Кришна дас ответил: «Иду в Матхуру, есть дела». Аватхут дас спросил: «кто служит в храме Шри Натха?» Кришна дас ответил: «Бенгальцы». Тогда Аватхут дас сказал: «Следует взращивать славу Шри Натха Кришны. Почему ты не отстранишь бенгальцев?» А дело в том, что Шри Кришна сказал Аватхут дасу: «Мне бенгальцы причиняют большое огорчение. Когда бенгалец кладет пищу, то в его косичке есть маленькое изображение Деви, и Деви усаживают передо мной, когда служат арати, дают бхог. Они Деви всегда носят с собой». Об этом было сказано аватхут дасу. То, что узнал от Шри Натха Аватхут дас, он рассказал Кришна дасу и сказал: «Ты отсрани бенгальцев». Тогда Кришна дас сказал: «Без повеления Шри Гусаина (сын Шри Валлабхачарйи, возглавивший после его ухода «Пушти Марг» — K.d.) как я это сделаю?» Тогда Аватхут дас сказал: «Ты отправляйся в Арель к Шри Гусаину и возвращайся с его приказом. Как устроишься, так этих бенгальцев прогонишь».
 
Тогда Кришна дас вернулся обратно в гобардхан. И сказал бенгальцу: «Я хочу отправиться к Шри Гусаину в Арель, ты внимательно верши службу Шри Натху». И всем остальным  служителям Кришна дас сказал: «У меня есть дело к Шри Гусаину, я поеду в Арель, позаботьтесь обо всем». Затем, распрощавшись со Шри Натхом, отправился в Арель.  Через 15 дней он доехал до Шри Гусаина и, придя к нему, почтительно ему поклонился. Тогда Шри Гусаин спросил: «Ты зачем явился, Кришна дас?» Кришна дас ответил: «Следует утверждать величие Шри Натха, а бенгальцы очень возгордились, и все дары, что поступают, и все отдают своему гуру».
 
Тогда Шри Гусаин рассказал об асурических деяниях. Когда Шри Гопинатх джи был на Востоке в чужих краях, то получил на миллион даров. Зетем он прибыл в Арель. Гопинатх джи сказал, что это впервые он был в чужих краях и все, что получил, все – Шри Натху, все для надобностей Шри Натха. Затем Гопинатх джи, пожив там 10-12 дней, решил отправиться к воротам храма Шри Натха. Прибыв, Гопинатх джи совершил даршан. Что принес, все пожертвовал Шри Натху – все ювелирные украшения пожертвовал, блюда, чаши, тарелки, ложки, кувшин и все прочее, сделанное из золота. Сделав все это, Шри Гопинатх джи распростился с Шри Натхом и вернулся в Арель. А бенгальцы потом в год все растащили. И отдали своему гуру, уходящему оттуда. Это рассказал Шри Гусаину джи Кришна дас и сказал, что бенгальцы слишком занеслись, но они были назначены Валлабхачарйей, и как их выгнать? Тогда Кришна дас сказал Шри Гусаину джи: «Махарадж! Повеление Шри Натха, чтобы удалить бенгальцев, поэтому Вы е возражайте. Дайте мне приказ, и я сам все сделаю. Как надо, так их удалю». Тогда Шри Гусаин джи сказал: «Ладно, разрешаю». Кришна дас сказал: «Махарадж, напишите, пожалуйста, два письма, одно на имя  раджи Тодармала, другое на имя Бирбала». И Гусаин джи, написав, дал два письма – для Тодармала и Бирбала. Написал, что Кришна дас послан в храм Шри Натха и что скажет, то и сделайте. Получив послание, Кришна дас отправился в храм Шри Натха. Прибыл в Агру. Здесь встретился с Тодармалом и раджей Бирбалом. Вручил письма Шри Гусаина. Прочитав письма, они сказали Кришна дасу: «Ты как скажешь, так и сделаем». Тогда Кришна дас ответил: «Теперь надо идти в Матхуру изгонять бенгальцев».
 
Затем Кришна дас, распростившись с раджей Тодармалом, отправился в храм Шри Натха. Прибыл в Матхуру. В дороге встретил Аватхут даса. Аватхут дас сказал Кришна дасу, что он отнесся невнимательно к его словам, что бенгальцев надо прогнать, это – желание Шри Натха, Шри Натху джи следует распространять свое влияние. Кришна дас отетил, что он возвращается с приказом Шри Гусаина джи и теперь же, вернувшись, выгонит бенгальцев. Сказав это, Кришна дас отправился дальше. Пришел к воротам храма Шри Натха. А бенгальцы жили внизу храма под Рудракундом, там были их хижины. И там Кришна дас запалил огонь. Поднялся шум. Бенгальцы, бросив службу в храме, спустились с горы. Тогда Кришна дас послал наверх своего человека. Увидели бенгальцы, что Кришна дас поджег их хижины. И все стали драться с Кришна дасом. Тогда Кришна дас избил их всех дубинкой.  И бенгальцы оттуда убежали и отправились в Матхуру. А между тем Кришна дас уже там объявился. Тогда Рупсанатан, рассердившись на Кришна даса, спросил: «Кто ты такой, шудра, что избил этих брахманов?» Кришна дас ответил: «Я-то шудра, но и ты не брахман-агнихотри, ты кайастха». Санатану пригрозил: «Что было, за то сам отвечу, но тебе от ответов будет плохо, тебе прийдется отвечать, как, будучи кайастхой, заставил брахманов себе кланяться в ноги». Тогда Рупсанатан замолчал, сказав бенгальцам: «Вы уходите, и он уйдет».
 
Тогда бенгальцы отправились к хакиму-судье в Матхуру. А туда уже поспешил Кришна дас. Хаким сказал: «Что было, то было, но теперь верни их к службе». Кришна дас ответил: «Нет, теперь-то их не вернем. Они были нашими служителями, мы им вручили службу в храме, зачем же они сюда пришли? Кроме того, мы напишем Шри Гусаину джи. Как он скажет, так и сделаем. Ты напиши Шри Гусаину». Затем Кришна дас прибыл в храм Шри Натха, а все бенгальцы отправились по своим домам. Кришна дас написал Шри Гусаину письмо, где в подробностях описал все новости и написал, что если тот пожалует, то будет хорошо. Это письмо застало Шри Гусаина в Ареле. Всел за этим Шри Гусаин, отправившись из Ареля, прибыл в храм Шри Натха. И сюда явились все бенгальцы. Они сказали Шри Гусаину: «Нас на службу в храме определил Шри Валлабхачарйа, а Кришна дас изгнал». Тогда Гусаин джи сказал: «Почему вы, бросив службу, ушли? Грех – ваш. И теперь мы не допустим вас к службе».
 
Тут они стали сетовать: «Махарадж! Где мы получим теперь пропитание?» Тогда вместо службы в храме Шри Нетха он пожаловал им службу в храме Шри Мадан Мохан джи и сказал: «Здесь отправляйте службу, что пожертвуют, тем и живите». Так бенгальцы начали служить в храме Шри Мадан Мохан джи и покинули Шри Гобардхан. Вслед за этим на службу в храме Шри Натха определили гуджаратских брахманов Бхитарийа.  И храм Шри Натх стал процветать, все подношения, установления бхитарийам и другим служителям были установлены Гусаином джи так, как велел Кришна. Тогда и началась настоящая служба Шри Натху, и Кришна дас начал управлять.
 
 
 
 
Еще раз приношу свои извинения!
 
 
«Одно у меня призванье – воспевать Гиридхара!
 
Его облик – перед глазами, сосредоточен он в сердце!
 
Пыли от стоп Гиридхара жаждет мое естество…
 
Дай же ее, умоляю!
 
Кришна дас: Гиридхару жизнь свою посвящаю, устроителю благополучья!»
 
 
Хари бол!
 
 
Недостойный слуга всех Вайшнавов,
 
Калки дас
 


Ответы и комментарии:


["ДИСКУССИИ О НАСТОЯЩЕМ"] [Начало] [Написать ответ] [Предыдущее сообщение] [Следующее сообщение]