Золотая середина (1)


["О НАСТОЯЩЕМ"] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]

Отправлено Туласи Прийа, Владимир, 15:41:06 02/03/2001:

 
Итак, прочитана книга с красивым названием (Золотая середина!) и одновременно таинственным (или Парапсихология Вайшнавизма). Великое дело – хорошая реклама. Ну как было не прочитать книгу, если «в книге собраны малоизвестные сведения о духовной жизни» и «это незаменимое промежуточное звено в проповеди обычным людям, далеким от религии».
 
Мне сложно сказать, для кого эти сведения являются малоизвестными, потому что изложенные там «основы эзотерики», которые красной нитью проходят через всю книгу, сегодня широко представлены как зарубежными авторами, так и соотечественниками. Однако привлекательным является то, что она написана «своим» человеком, т.е. российским кришнаитом и содержит немало примеров из жизни преданных ИССКОН, с чем я в своей практике не знакома.
 
Что касается «незаменимого звена в проповеди» остаётся только тяжко вздохнуть: или я совсем непригодна к ентому делу или… Но после прочтения этой книги я не почувствовала, что смогу успешно проповедовать хотя бы собственной родне. А причина здесь скорее всего в том, что эта книга – практическое руководство по изменению САМОГО СЕБЯ, но НЕ ДРУГИХ.  Она базируется на аксиоме:  «Источник твоих неприятностей находится только в тебе, а не в других и не в окружающем мире» (это не цитата, автор выражает эту мысль другими словами). И тот, кто привык обвинять других и окружающий  мир ( а таких гораздо больше, чем хотелось бы кому-либо), просто не станет ни читать это, ни слушать, а уж тем более использовать практически.
 
«Золотая середина» читается легко и увлекательно.
 
«Золотая середина» – это (согласно автору) равновесие между материализмом (мирскими привязанностями) и религиозным фанатизмом. Он хорошо объясняет эти понятия. По большому счёту наши Духовные Учителя всегда говорят о необходимости отбросить всякого рода «измы» и предаться Кришне. Но реально, дело обстоит для многих именно так, как говорит автор: мы мечемся между материализмом и фанатизмом. Кстати, преданным ИССКОН не стоит воображать, что фанатизм – это исключительно из их жизни. Увы, этой «болезнью» приходится болеть большинству неофитов. Только неофитам-«отшельникам» (типа меня) приходится это проживать не в среде преданных, а в стычках с фанатиками-православными.  И эти «стычки» кончаются только тогда, когда приходит понимание, что самый главный «фанатик» – это «Я», а «ОНИ» – просто моё зеркало.
 
Эту книгу нельзя назвать духовной в полном смысле этого слова, несмотря на часто встречающие имена, такие как  Кришна, Радха, Шрила Прабхупада и т.д. Уж слишком много здесь уделено внимания карме. В какой-то момент можно даже подумать, что автор – карми. Но всё же не в меньшей мере здесь говорится о любви. Как пишет автор в заключении «Самое лучшее, что можно делать после прочтения этой книги, стараться прощать и любить». Так вот я согласна, что и после прочтения и даже без прочтения нам надо учиться прощать и любить.
 
Таково общение впечатление от прочтения. А теперь перейду к некоторым деталям. Выполняя рекомендацию, данную в начале книги «читать книгу последовательно, ничего не пропуская, иначе многое будет непонятно или казаться сомнительным», я всё-таки должна заметить, что в книге немало взаимоисключающих или противоречащих друг другу фраз. Это можно было бы устранить более чётким описанием ряда вещей, но, тем не менее, встречаются здесь вещи, которые мне кажутся более, чем сомнительными. Я не буду снова заострять внимание на том, что мы уже обсуждали, типа «смеется ли над нами Бог или любит». Поскольку детали обычно больше интересуют автора, то далее я , где я говорю «вы», подразумевается  непосредственно АВТОР.
 
 
1) «Зачастую преданные-новички, не обладающие духовным иммунитетом, с опаской читают новую книгу и, найдя малейшее несоответствие с книгами Шрилы Прабхупады, тут же ставят на ней крест. Подход должен быть другим: что не нравится, пропускаешь, а остальное принимаешь во внимание».
 
Я думаю, что ваш подход – другая крайность. То несоответствие, которое находят преданные – это прежде всего несоответствие их УРОВНЮ СОЗНАНИЯ. Ваш же подход применим только к обычным книгам. Скажем, если вы примените его к Бхагавад-Гите, то…подумайте сами, что получится!
 
 
2)  «Каждый человек, если он не отшельник, должен уделять мирскому и духовному равное внимание». (стр.27)
 
Сомнительный тезис. Надо уделять внимание тому, что способствует любви и её росту. В истинной Любви мирское растворяется, независимо от того, что вы делаете – читаете мантру или укачиваете ребёнка.
 
 
3) «Психология и наука работают с сознанием, у них одинаковый подход к жизни: как урвать побольше наслаждений. Парапсихология же работает с подсознанием…»  и далее «Психология и наука материалистичны…» (стр.45)
 
«Я вам не скажу за всю Одессу…», но во Владимире я знакома со многими психологами. И скажу, что это не соответствует сегодняшней действительности. Современная психология построена на работе с подсознанием.  И только может быть среди школьных психологов (и то скорее всего, это просто плохие специалисты) можно встретить тех, кто акцент делает на сознание. Так что согласно вашей терминологии сейчас имеет место сплошная парапсихология. Но она тоже в достаточной мере материалистична.
 
 
4) На стр.60-61 рассказывается авторская интерпретация истории о стрекозе и муравее. Интуитивно всегда симпатизировала стрекозе. И вот она разгадка, откуда симпатия. «В будущем она может встретить гуру, таким образом, получив возможность развить в себе любовь к Богу.» Но это не критика, мне действительно было очень весело читать вашу интерпретацию известной басни. J
 
 
5) «привычка через силу доедать пищу с тарелки или заставлять детей доедать до последнего – одно из проявлений привязанности к духовному».  Стр. 89
 
Я всегда удивлялась, когда на фестивалях видела, как преданные обжираются и «воспитывают» меня за то, что я обычно прошу положить мне поменьше. Я всё-таки считаю, что тарелка должна оставаться пустой, т.е. прасад должен быть полностью съеден, но для этого достаточно просто класть туда ровно столько, сколько можешь осилить. Почему же некоторые преданные так не делают? Мне видится, что они считают, что количество съеденного прасада находится в прямо пропорциональной зависимости с их духовным ростом.  
 
 
6) «Советник Чанакья говорил, что до 5 лет родители должны исполнять все желания детей, с 5 до 16 взять их в «ежовые рукавицы», а после 16 дружить с ними. Это больше подходит для людей с чистой кармой. А в наше время тяжёлой кармы, если за этой формулировкой не понимать сути, то жизнь может превратиться в ад. До 5 лет развратишь ребёнка, сделаешь из него эгоиста, с 5 до 16 прижмёшь, — он озлобится, а после 16 попробуешь стать другом, — он пошлёт тебя к чёрту». Стр. 126
 
Дело не в чистоте кармы, а опять и снова – в Любви. По-настоящему любящий родитель не будет исполнять ВСЕ желания детей, но он своей любовью снимет или растворит все те желания ребёнка, которые не являются для него благом. Если вы любите маленького ребёнка, то поладить с ним очень легко, а значит и направить его желания в разумное русло.
 
 
7)  «Мы стоим на пороге Эпохи Водолея, когда человечество должно подняться на новый качественный уровень.» Стр.133
 
Это называется Нью-Эйджевской философией. Я затрагивала эту тему в январе в беседе с вайшнавом, так он весело смеялся. Я не знаю, что конкретно вы понимаете под новым качественным уровнем. Может золотое вкрапление в Кали-Южную эпоху? J
 
J Вообще в книге встречаются высказывания, которые прямо противоречат друг друга. Так, например, в конце книге он восхваляет творческих людей, но при этом говорит исключительно о людях искусства. «Творческим людям желательно регулярно заниматься однообразной, а иногда даже чёрной работой, чтобы не привязываться к творчеству». (Стр.135 )  
 
Но творчество на самом деле не связано с конкретным делом. Любую работу, самую чёрную, можно делать творчески, если вкладываешь в неё частицу души. И далее автор говорит слова, которые это подтверждают:
 
«Без любви к себе невозможно заниматься творчеством, а БЕЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛЮБОЙ СФЕРЕ невозможно выполнить свою кармическую задачу». Стр.135
 
 
9) «Мысли и чувства отличаются как картинка с изображением еды и сама еда. Люди почти поголовно путают их». (стр.J
 
Не преувеличивайте, пожалуйста. Даже дети знают, что мысли – «рождаются» в уме и выражаются словами.  А чувства могут быть в сердце, могут передаваться и через слово,  могут выражаться всем телом или отдельными его частями. Если что люди и могут путать, то это – как они взаимосвязаны между собой. Но об этом подробнее я скажу дальше.
 
 
10) На стр. 108 говорится об 7 оболочках души. Для полноты картины и более глубокого понимания описанного в книге следовало бы остановиться (коротко!)на взаимосвязи этих оболочек. Дело в том, что кармическая задача воплощённой души определяется высшим духовным телом, называемым ещё атманическим. Любое «повреждение» этого тела неминуемо сказывается на всех остальных, но не напрямую, а последовательно по иерархии от высшего к низшему. Низшие тела тоже оказывают влияние на высшие, но это влияние более косвенное, и его результаты замедленны во времени. Научиться управлять своими низшими телами, от физического до ментального, вполне по силам каждому, что собственно эта книга и пытается поведать. Высшие тела человека: причинное (каузальное), духовное (будхиальное) и  высшее духовное (атманическое) – трудно поддаются изменениям на протяжении жизни человека. Особенно это касается атманического тела, как правило, человек или выполняет свою кармическую задачу или не выполняет, но сама эта задача для обычного человека не может быть изменена. Будхиальное тело, отражающее систему ценностей человека, как правило, должно быть изменено. Но заметьте, ИСТИННУЮ систему ценностей, о которой большинство лишь смутно догадывается или не догадывается. То, что у нас находится в сознании, как правило имеет мало общего и истинной системой ценностей. Но если кому удастся докопаться до неё и изменить её в лучшую сторону (согласно божественным законам духовного мира), то это неизбежно изменит каузальное тело, т.е. события вашей жизни. Фактически это и есть магическое изменение кармы. В общем, об этом можно говорить очень много и долго. Почему я собственно завела об этом речь?
 
Дело в том, что автор в своей книге делает акцент на астральном теле – на эмоциях и чувствах человека. Если человек кроме «Золотой середины» ничего не читал из этой области, то он точно может запутаться и сделать массу неверных выводов. Абсолютизируя значение эмоций и чувств человек может перестать обращать внимание на мысли и поступки. А это в корне неверно. Поступки и события (каузальное тело) императивно! (неизбежно) отражаются на мыслях, а те в свою очередь так же императивно на чувствах. Поэтому более чем опасно умолять значение поступков и мыслей. КРАСОТА и ЧИСТОТА помыслов человека и его дел благотворно влияет на чувства.
 
Нельзя не согласиться с автором, что опасно загонять негативные чувства в подсознание. Но не менее опасно это и в отношении негативных мыслей.
 
 
11) Очень много автор критикует разного рода лекарства и методы лечения, как якобы отягощающие карму.
 
«Так Майя с позволения Бога использует всё в этом мире для лечения душ.» Стр. 111  - эта фраза относится к болезням и страданиям, и звучит, как призыв – НЕ ЛЕЧИТЬСЯ! Нередко, это так и есть. Сначала надо поразмышлять об «истинных причинах», но не стоит всё же забывать, что иногда и лекарство приходит к человеку с позволения Бога, а не вопреки.
 
 
На этом всё. Но 2 темы я выделила отдельно (в другое сообщение) в силу их большей значимости.
 
Выражаю благодарность автору и надеюсь, что труд его найдёт заинтересованных читателей.
 


Ответы и комментарии:


["О НАСТОЯЩЕМ"] [Начало] [Написать ответ] [Предыдущее сообщение] [Следующее сообщение]