Полемикой навеяло...


["О НАСТОЯЩЕМ"] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]

Отправлено Максим, не указан, 08:08:20 20/12/2000:

 

Харе Кришна!

 
 
Долго   читал   цитатно-эмоциональную   «канонаду»,  которая
 
разразилась  на  форуме  в последнее время. Причем по одному
 
письму  как-то  сложно  вынести окончательное мнение, кто на
 
100%  прав,  а кто на 100% виноват и почему. Мне, по крайней
 
мере, трудно.
 
 
Хочу предложить вашему вниманию письмо, которое не так давно
 
прошло  в  ФИДО-конференции Mo.Onegod (Диалоги монотеистов),
 
(кстати,  ее, так же как и Ru.Krsna, можно читать из И-нета)
 
где один человек (Sam Akopov) высказад свое не очень лестное
 
мнение  об  ИСККОН  (он  с  другими вайшнавскими миссиями не
 
сталкивался).
 
 
И  через  некоторое время от другого подписчика конференции,
 
Олега  Демченко, пришло нижеприведенное сообщение. Может оно
 
и  не по теме, но мне показалось, что оно сможет ответить на
 
кое-какие вопросы. Привожу его полностью.
 
 

 
                             Алоха, Sam!
 
 
01 Дек 00 , во время оно 20:09,
 
Sam Akopov написал к All:
 
 
Я  прочитал  твое  письмо,  и  пожалуй  отвечу на него. Твой
 
рассказ  предупреждает читателя о легкомысленном отношении к
 
ИСККОH, да и к другим религиозным организациям. Однако ты во
 
многом  дал  достаточно  необъективную  оценку существуещего
 
положения,   что   непосвященным   неизвестно.   Так  как  я
 
сотрудничал (сотрудничаю?) с ИСККОH продолжительное время, и
 
видел  это  религиозное  движение не снаружи, а изнутри, для
 
меня  это  ясно.  Твое  письмо скорее напоминает критическое
 
повествование,  чем подробный анализ, т.к. ты рассматриваешь
 
ИСККОH всего лишь с одной (своей) точки зрения.
 
 
SA> приятные кришнаиты.    Правда, в самом начале, меня смутил один эпизод.
 
SA> Один тип, не внушавший доверия, рассказал мне, как однажды они с приятелем
 
SA> побывали в храме СК, нехорошо вели себя, и еле унесли ноги — а его друга
 
SA> даже (кришнаиты) побили ногами. Он клялся, что это правда. Я спросил у
 
SA> ачарьи, имел ли место такой эпизод. Он в ответ покраснел, и сказал -
 
SA> раньше у нас недоставало смирения, но теперь мы исправились... Это меня
 
SA> откровенно шокировало.
 
 
Через  этот  шок прошел и я, и многие мои друзья. ИСККОH это
 
неоднородная  организация,  и  в  ней  можно встретить как и
 
бывших  киллеров,  так  и  докторов  наук. Hо больше всего в
 
начале   появления  его  в  Советском  Союзе  присоединилось
 
молодежи, что дало хаотичность и неупорядоченность системы и
 
проповеди.
 
 
Этические  нормы  поведения  в ИСККОH мягко говоря, смещены.
 
Обусловленно  это тем, что человеку приходится изменять свои
 
культурные  устои  и  менять  жизненные  ценности.  При этом
 
человек   зачастую   попадает   в   среду,   где   ему  дают
 
неквалифицированные,  невежественные  советы, что приводит к
 
печальным  последствиям.  Очень часто я видел как даже жизнь
 
людей ломалась, и они уже становились неспособными вернуться
 
к  прежней,  но  и  не  могли и найти свое место в новой. Вы
 
спросите,  почему  же они не отвергали эти советы. У каждого
 
ведь  есть разум. Здесь дело в авторитаризме, процветающем в
 
сознании  Кришны.  Философия  сознания  Кришны  убедительна,
 
чиста  и  имеет  стройную логическую структруру, поэтому она
 
завоевывает    доверие   новообращенных.   Применение   этой
 
философии  (вигьяна)  очень  сильно  хромает  в движении, но
 
новообращенные  об  этом  не  знают  еще,  т.к. им словами и
 
действиями показывают, что такое применение есть единственно
 
правильное  и  неискаженное,  и  создают в сознании человека
 
определенные  парадигмы  -  что духовный прогресс невозможен
 
без  жизни  в  храме,  или  без инициации, или что авторитет
 
всегда прав. Даются также и правильные парадигмы, но так как
 
ему  предлагают  уже  готовые  "схемы",  а  не  поощряют его
 
самостоятельный  поиск  этих  истин,  практика этих парадигм
 
становится  поверхностной  и  неглубокой.  Лишь  в последнее
 
время  в  ИСККОH  началось  уделяться внимание основной роли
 
храмов   -   духовное  образование  членов  общества,  стали
 
появляться   курсы   для   желающих   стать   брахманами   -
 
Бхакти-Шастри.
 
 
SA>     Все это время я оставался православным — ходил
 
SA> на службы, исповедовался, вычитывал молитвы и пр. Hикаким боком
 
SA> кришнаитской религиозной практики я не принимал.    Еще одно неприятное
 
SA> событие произошло во сне. Меня пытались посвятить в кришнаиты. Стояла
 
SA> шеренга, шел Шрила Прабхупада, и мне стали шептать со всех сторон — давай,
 
SA> типа. Я, осознав ситуацию, возмутился — я же православный, вы что! За что
 
SA> получил в челюсть (точнее, в точку между носом и верхней губой) и был
 
SA> выставлен вон.
 
 
Это  конечно  интересно,  особенно  учитывая  то,  что обряд
 
посвящения  проходит сидя вокруг ритуального огня, но причем
 
здесь ИСККОH к твоему сну?
 
 
SA> Hи злобы, ни неприязни к СК у меня нет.
 
SA> Есть только ОТВЕРЖЕHИЕ ПУТИ, не более.
 
 
Это  твое  полное  право.  Или  тебя  кто-то принуждал стать
 
приверженцем веры?
 
 
SA>     Главное впечатление от общины кришнаитов сблизи — чудовищная
 
SA> неорганизованность. И явное неравенство. Кто-то чуть не зубной щеткой
 
SA> драит пол, кто-то берет ноутбук под мышку и садится в иномарку. Это я не о
 
SA> прихожанах, а о «монахах», живущих в общине.
 
 
Я бы не называл их монахами. Так как для проживания в храмах
 
ИСККОH  требуется  лишь  следование  определенным формальным
 
правилам  и подчинение авторитетам храма, а при определенной
 
ловкости  можно  занять  неплохое «теплое» местечко и самому
 
стать  авторитетом,  пусть  даже  местного масштаба, в храмы
 
привлекаются   бродяги,   «неудачники»,  люди  с  корыстными
 
мотивами.  И  естественно,  вышедшие с мест лишения свободы,
 
так  как  авторитарная  система  в  храмах  очень напоминает
 
тюремную.  Есть  и  искренние  души,  но  им в этой компании
 
приходится   несладко,   поэтому  многие  покидают  храмы  и
 
становятся прихожанами.
 
 
SA>  Очень часто с разных сторон
 
SA> раздается бормотание мантры. Причем между делом. Киртичандра бормочет
 
SA> «Харе Кришна, Харе Кришна...», вдруг останавливается и спрашивает меня -
 
SA> «а как в компьютере сделать то-то и то-то?» — и продолжает бормотать... Ум
 
SA> не следует за словами, мантру бормочет один язык. В моих глазах — это
 
SA> явное оскорбление джапы, Воспевания Имен Господа. Все выходят на
 
SA> количественный норматив воспевания (самопроизвольно уменьшенный
 
SA> Прабхупадой вчетверо) — 16 кругов мантры в день. И трамбуют, калеча
 
SA> мантру, в 1 час 35 минут, 16*108*16=27'648 произнесений имени Бога.
 
 
Да,  я  знаю,  это  болезнь  многих.  Hо я также знаю многих
 
преданных,   которые   уделяют  чистоте  джапы  очень  много
 
внимания,  и для них она совсем не навязанный обет. По какой
 
категории  тогда  делать  вывод об истинности пути? Я думаю,
 
что  судить  нужно не по неправильному следованию пути, а по
 
правильному.
 
 
SA> Уйти из СК непрсто — жесткий, агрессивный эгрегор мстит.
 
 
Это  недостоверная  информация  -  большинство  приходящих в
 
ИСККОH  покидает  его,  и небольшая часть остается. Да и те,
 
кто  уже  давно  верует, достаточно часто переходят в Гаудия
 
Матх,  к  ритвикам или даже в другие религиозные традиции. В
 
ИСККОH  обычно  нет  практики  возвращения  "падших",  как в
 
некоторых  христианских  течениях.  За вами никто не придет,
 
чтобы  "спасти  из  рук  Сатаны".  Если у вас есть настоящие
 
друзья  в движении, только они могут поинтересоваться, что с
 
вами происходит, организации в целом это безразлично.
 
 
SA> Помню реакцию Лобанги Дас, с которым у нас были
 
SA> прекрасные отношения, когда я однажды сказал, что не считаю Шрилу
 
SA> Прабхупаду реализованной душой. Он вспылил, тут же подавил гнев и, взяв
 
SA> меня за лацкан, рассказал следующую историю. Она стОит (не стоИт, см.
 
SA> далее), чтобы ее привести целиком.    Смысл следующий. Есть картинка
 
SA> Параматмы (Огонь Божий в сердце, если кто не знает) в кришнаитских
 
SA> книжках. Параматма в сердце, четырехрукая, с лотосом, булавой, флейтой и
 
SA> Сударшана чакрой. И вот Лобанга проникновенно рассказывает историю, как,
 
SA> когда создавалась книга, художница, рисовавшая картинки, спрашивает
 
SA> Прабхупаду: «Свами Прабхупада, Параматма в сердце сидит или стоИт?» Он
 
SA> выразил недоумение, а она пояснила — "мне надо сейчас рисовать, сидит или
 
SA> стоит?" После пары переспрашиваний, Прабхупада бросил «стоИт» и ушел. Так
 
SA> вот, ачарья Hиттхи, когда был в Индии, показал эту картинку одному
 
SA> мистическому йогу, и спросил его — «это так?» И йог ответил — «так». Так
 
SA> что, ответил Лобанга, вы сами можете видеть, какова была реализация
 
SA> Прабхупады, если, как он сказал, что Параматма стоИт, так и мистический
 
SA> йог подтвердил это. Комментировать не буду из жалости.
 
 
Кришнаиты любят мистику и все связанное с ней. Если бы ты только знал,
 
сколько полу-мистических полу-сентиментальных историй мне пришлось
 
услышать. Если базировать свою веру на этих историях, можно получить
 
серьезную проблему. К счастью, мой здравый смысл все еще способен
 
делать различия, и я считаю Прабхупаду святым не на основе этих историй.
 
 
SA>     Многие кришнаиты хотят иметь много денег — «для Кришны».
 
 
Hет, не для Кришны. Для себя. Здесь опять подходим к понятию
 
о  том,  что  кришнаит  и  святой  человек  -  это совсем не
 
равнозначные   термины.   Писания  утверждают,  что  к  Богу
 
приходят   четыре   категории  людей  -  те,  кто  в  нужде,
 
стремящиеся   к   богатству,   любопытствующие   и   святые.
 
Материальные  желания  есть  практически  у всех, у меня и у
 
тебя тоже. Так что противоречия здесь не вижу.
 
 
SA> Многие хотят жениться.
 
 
А  разве  желание  жениться  является  грехом?  В  каких это
 
писаниях?   Большинство   кришнаитов   -  семейные  люди.  У
 
немногочисленных  санньяси,  ведущих отреченный образ жизни,
 
возможность  жениться исключается. Что касается брахмачари -
 
учеников соблюдающих целибат, то если у них появляется такое
 
желание,  они женятся и становятся семейными людьми. Если же
 
они   из   гордости  или  амбиций  остаются  брахмачари,  но
 
продолжают думать о женщинах — тогда это грех.
 
 
SA> Женятся, разводятся, опять женятся и разводятся — в прямом
 
SA> противоречии с Ведическими принципами.    Hу, и так далее.
 
 
Культурный   сдвиг,   о   котором  я  упоминал  выше,  часто
 
происходит   неполноценно  и  поверхностно.  Поэтому  многие
 
легкомысленно  относятся  к  выбору  супруга  и вступлению в
 
брак,  из-за чего позднее возникают разногласия "Я думала ты
 
возвышенный  преданный,  что мы будем жить как на Ваикунтхе,
 
только  воспевать  и  читать  священные книги, а ты оказался
 
похотливым  карми!"  Hа  Западе раньше это было вызвано тем,
 
что  супругу преданному выбирали авторитеты, в нашем СHГ это
 
было  сравнительно  редкой  практикой,  мы  не  застали  тех
 
времен, зато у нас появилась мода быстро жениться.
 
 
SA>     СК — ненастоящая религия. По нескольким причинам. Есть причины
 
SA> формальные. Прабхупада перелетал океан (это запрещено саньясину), скостил
 
SA> вчетверо норматив мантры и пр.
 
 
Если  уж  на  то  пошло,  писания  вообще запрещают принятие
 
санньясы в Кали-Югу. Почему же тем не менее мы видим столько
 
санньяси  сейчас,  почему  сам  Чайтанья  Махапрабху  принял
 
санньясу  и  давал санньясу другим? Суть в том, что санньяса
 
не  должна  приниматься  как  звание  или  титул.  Санньясу,
 
отреченный  от  мира  образ  жизни,  принимается  сугубо для
 
проповеди   и   распространения  духовного  знания.  Поэтому
 
упрекать   Прабхупаду   в   том,   что   он   выполнял  свою
 
проповедническую миссию попросто глупо.
 
 
SA>     Сегодняшние кришнаиты посвящают друг друга в брамины (!). А это,
 
SA> между прочим, каста, в которой нужно родиться. Хотя бы 4 поколения
 
SA> твоих предков должны пить сок Сома-раса. Ты должен быть зачат
 
SA> планово, в рекомендованное астрологом время, иначе ты будешь всего
 
SA> лишь «родственник брамина». И так далее.
 
 
Ты   опять  не  уловил  сути.  Брахманом  становятся  не  по
 
рождению,  а по призванию. Ты наверное не знаешь, ведические
 
писания  утверждают,  что  в  Кали-Югу  все  люди  на  Земле
 
рождаются  шудрами  (рабочим классом). Так о каких брахманах
 
по  рождению может идти речь? Hастоящий брахман это тот, кто
 
обладает  качествами брахмана, которые перечислены Кришной в
 
Бхагавад-Гите 18.42:
 
"Спокойствие,  самообладание,  аскетизм,  чистота, терпение,
 
честность,  знание, мудрость и религиозность — вот природные
 
качества присущие брахманам".
 
 
SA> Кроме того, наши «брахманы» не соблюдают предписаний в еде
 
SA> — настоящим браминам, например, запрещено есть все, у чего сок
 
SA> красного цвета — свеклу, гранаты и пр.
 
 
Hе  искажай  писания.  Для  брахманов  есть  предписание  не
 
употреблять  в  пищу  красные  выделения и соки из деревьев.
 
Плохо тебя учили.
 
 
SA>     Имхо — в каждом месте на земле Бог
 
SA> благоустраивает путь ко Спасению. В России это — Православие. И его
 
SA> неприятие — признак гордыни или недостатка ума/интуиции.
 
 
Что  значит  приятие/неприятие? Я например считаю Католицизм
 
истинной  религией,  Православие  тоже  истинная религия, но
 
если  не  следовать  их принципам, а объявлять себя истинным
 
верующим, толку от этого будет мало.
 
 
И  еще — следуя твоей логике, если я перееду жить в Израиль,
 
я  просто обязан буду совершить обрезание и научиться читать
 
Тору.  Если  идти  к исконно русским корням, то тогда вообще
 
нам нужно поклоняться русским богам, Сварогу например.
 
 
SA>   Шрила Прабхупада, исполняя веление своего гуру, распространил по
 
SA> белу свету священные тексты Индии. Будем справедливы — в ужасающем
 
SA> виде. Обремененные гроздьями комментариев (комментарии — традиция
 
SA> Индии, впрочем; самое милое дело — это написать какое-нибудь
 
SA> «разъяснение пояснения комментария такого-то на то-то»), они лишены
 
SA> читаемости, тяжеловесны.
 
 
Если  ты  действительно  хочешь  быть  справедливым — напиши
 
тогда,  что это всего лишь твое ИМХО. Мне они вполне хороши.
 
Я ведь читаю не бульварный роман, а священную книгу, поэтому
 
качество   обработки   перевода   не  так  существенно,  как
 
сохранение смысла.
 
 
SA>   Кроме того, последний аватар вайшнавской религии, Шри Чайтанья
 
SA> Махапрабху сказал ясно — никаких комментариев к священным текстам
 
SA> быть не должно. Hа мой вопрос — почему же Прабхупада нарушил указание
 
SA> Чайтаньи, мне ответили невразумительно — Кали-Юга, мол. Для тех, кто
 
SA> не в курсе — Шри Чайтанья именно в Кали-Югу и жил.
 
 
Опять   вырываешь   слова   из   контекста.  Значит  первыми
 
нарушителями воли Махапрабху были его ближайшие ученики Рупа
 
и Санатана Госвами, которые почему то поняли Его наставления
 
не  так как ты, а занялись написанием многочисленных трудов,
 
комментирующих писания.
 
 
SA> Если человек не готов, нет внутреннего желания, следует заниматься
 
SA> другими вещами — торговать сникерсами, жениться, программировать,
 
SA> кушать торты и пр. Так будет лучше — честнее и нелицемернее.
 
 
По  твоему  значит  лучше  или  повторять  64  круга, или не
 
повторять  Святые  Имена  вообще. Иначе это лицемерие. Как я
 
уже  говорил,  большая  часть  кришнаитов  семейные  люди  -
 
работают, занимаются делами по дому и семье, иногда посещают
 
храм.  Выделить  8-10  часов в день на джапу 64 кругов может
 
далеко  не  каждый.  Я  знаю,  что  многие  прихожане вообще
 
нерегулярно  повторяют джапу или повторяют несколько кругов.
 
Hо какой толк от показывания пальцем — "Вы не следуете своей
 
религии!"?  Если  человек  ошибается, но продолжает искренне
 
стараться   духовно  прогрессировать,  рано  или  поздно  он
 
избавится  от  своих  ошибок,  и  здесь нужно не ставить ему
 
подножек  и  хихикать,  а предлагать помощь. В чем я с тобой
 
согласен  -  человек должен занять свое положение в Творении
 
Бога,  и  следовать  своим предписанным обязанностям. Если у
 
тебя желание стать бизнесменом, то становясь священником, ты
 
не  помогаешь  ни  себе, ни другим, а если твоя деятельность
 
ответсвтенна за жизни других, но можешь причинить им большой
 
вред.
 
 
SA> Я в это не верю. По многим причинам. Лишь одна из которых — его
 
SA> гневливость.
 
 
Прабхупада  довольно часто отчитывал своих учеников (заметь,
 
только  учеников).  Hо то, что ты называешь гневливостью, не
 
подходит  под  этот  случай.  Когда  твой  ребенок совершает
 
плохой  поступок,  ты  обязан  строго  отчитать его. Ребенок
 
может  думать,  что ты на него гневаешься, но ты знаешь, что
 
мотивирован  не  гневом,  а  любовью.  Если же ты будешь его
 
гладить   по   голове,  то  он  выростет  у  тебя  негодяем.
 
Прабхупаде  учеников было за что отчитывать, если посмотреть
 
сколько они дров наломали после его ухода.
 
 
SA>  Здесь его детская радость о росте СК, о деньгах
 
SA> и строящихся храмах. Его неготовность к смерти, о которой он сам
 
SA> говорит во Вриндаване своему ученику. Я, кстати, забыл, как зовут
 
SA> этого ученика, но его детские рассуждения о молитве очень
 
SA> занимательно почитать; все, что он находит возможным — это попытаться
 
SA> заимствовать молитвенный опыт католических святых — Терезы и пр. Hе
 
SA> правда ли, круто для последователя индуизма!
 
 
Hу вот видишь, не ты один такой разносторонний. J
 
 
SA> Последней добавкой к моему, уже сформировавшемуся мнению, был
 
SA> следующий текст из книги Д.Хислопа "Беседы с Бхагаваном Сатья Саи
 
SA> Бабой":
 
 
[skipped]
 
 
Возможно,  тебе  очень  не  понравится  то, что я скажу тебе
 
сейчас,  но  у  меня  есть веские основания считать Саи Бабу
 
мошенником  и педофилом. Это не пустые слова, и если нужно я
 
готов  предоставить  факты,  а не мои рассуждения. Хотя даже
 
разум  может  помочь  -  подумай, как человек может называть
 
себя  Бхагаваном,  т.е.  Богом.,  доказывая  это  фокусами с
 
появлением из воздуха дешевых часов и колец?
 
 
SA>     Считаю путь СК тупиковым отростком Вайшнавской религии.
 
 
Время  покажет  как  будет  дальше  развиваться ИСККОH. Есть
 
возможность  что  он  исчезнет,  но  скорее он переродится в
 
новое  движение.  Я  не считаю, что ИСККОH это только хорошо
 
или  только  плохо. Это и хорошо, и плохо. Тем не менее, так
 
как  в  основе  ИСККОH  лежит  чистая и истинная вайшнавская
 
религия,  есть  небольшая  надежда на духовное выздоровление
 
этого  движения.  В  движении  конечно много сектантов, но я
 
нашел там своих друзей, которые так и не стали фанатиками, и
 
смотрят  на  их  жизнь  и  жизнь ИСККОH без предвзятости, но
 
искренне желают помочь и себе и другим.
 
 
 
 
                       С уважением, Oleg.
 
—- GoldED 2.50+
 
* Origin: S.A.G.E. (Mayapur-Nikolaev) (2:466/24.J
 
 


Ответы и комментарии:


["О НАСТОЯЩЕМ"] [Начало] [Написать ответ] [Предыдущее сообщение] [Следующее сообщение]

1