Здесь много говорилось о садху-санге, о ее непреходящей необходимости. Садху-санга – это единственная пища для дживы. Садху-санга живет на устах чистых преданных. Мы слышали о том, что их общество – единственное Необходимое в этом мире; и оно же полностью Достаточное для нас.
Наше величайшее несчастье в том, что мы бежим оттуда. В редкие минуты вдохновения я способен внимать словам шуддха-вайшнавов; тогда мне кажется, что вся моя жизнь здесь. Но проходит немного времени, и вот я уже галопом мчусь прочь, чтобы целиком отдаться в лапы бхоги. Вайшнавы мешают мне удовлетворять чувства, вызывают стыд, и потому я отдаляюсь от них. Так спокойнее. Духовное сознание покрывается туманом, его место вновь и вновь занимает удовольствие – то, что на самом деле приносит лишь страдания.
У тела – пять органов чувств и пять исполнителей, а над ними – ум. Тело сравнивают с колесницей, ум – это возница, а чувства подобны буйным лошадям. Поэтому мы все время мечемся из стороны в сторону. Прошлые впечатления, самскары, оккупируют наш ум и не дают сосредоточиться ни на секунду.
Великая лила Билвамангала Тхакура дает нам урок. Билвамангал Тхакур был привязан к одной проституке, по имени Чинтамани. Она, помимо всего прочего, любила петь красивые песни о Кришне. Однажды, в страшную бурю, он отправился к ней на свидание. Невзирая на ливень и сильный ветер, он шел и шел, переплыл через реку, держась за чей-то труп, потом добравшись до ее дома, он не смог достучаться и перелез через стену, схватившись за змею. Увидев его, Чинтамани сказала: «Ах, если бы ты был также привязан к Верховному Господу, как ко мне!». Услышав это, Билвамангал Тхакур был потрясен, на него снизошло озарение. Он решил отправиться во Врадж и совершать там бхаджан. По дороге он остановился на ночлег у одного брахмана. Жена брахмана, прислуживавшая гостю, была очень красива и он, позабыв обо всем, с вожделением посмотрел на нее. А потом, осознав это, он почувствовал сильнейшее гнев. «Эти похотливые глаза не дают мне предаться Шри Кришне, но я раз и навсегда избавлюсь от этого препятствия!" Билвамангал Тхакур попросил жену брахмана принести шпильку для волос и выколол себе глаза.
После этого, уже слепой, он отправился во Врадж. По дороге он чудесным образом получил даршан Господа. Придя во Врадж, он поселился на берегу Радха-кунды и совершал там бхаджан в течении 700 лет. Он написал «Кришна-карнамриту», одну из тех книг, которые Шри Чаитанйа Махапрабху слушал в Гамбхире.
Шрила Гурудев говорит: «До тех пор, пока мы не почувствуем сладость Шри Кришны, наше сражение с органами чувств будет продолжаться». Если нет высшего вкуса, то удержаться от низменного не удастся никакими усилиями. Вишвамитра Муни совершал аскезу в течении 60 тысяч лет. Но когда рядом появилась апсара Менака, ей стоило лишь позвонить ножными колокольчиками – и муни сразу открыл глаза. Так произошло его падение. А другой мудрец, в поисках спокойного места забрался на дно океана, на глубину многих миль – но однажды он увидел совокупляющихся рыб и его медитация прервалась.
Все те малые силы, что остаются у нас от чувственных удовольствий, стоит тратить на попытки быть в садху-санге. Так нас постепенно вытянут из болота Гурудев и вайшнавы. И еще: Гурудев говорил: «Если мы не силах удержаться от удовлетворения своих чувств, то мы должны, по крайне мере, ПРОКЛИНАТЬ СЕБЯ ЗА ЭТО!». Ачарьи говорят: «Тот, кто с решимостью вступил на этот путь, в самом скором времени будет спасен»
И даже тот, у кого решимости не так много – все равно будет спасен. Эта надежда хранит нас.