“В Кришна концепции теизма существует тесная взаимосвязь между общением с Господом и разлукой с Ним. Без разлуки общение не может быть всезахватывающим. Боль разлуки способна войти в самые глубины сердца, на что не способно веселье или радость. Предчувствие разлуки усиливает наслаждение встречей. Чем сильнее наша жажда, тем значительней наше удовлетворение. Это особенно справедливо в отношении любовных дел. То, в чём нет необходимости, нужды, не представляет собой ценности. Этот принцип можно обнаружить везде. Стакан воды не редкость, однако в зависимости от потребности его ценность может расти. Поэтому самое важное – степень нужды. Разлука значит нужда. Нужда, не зависящая от удовлетворения, это разлука, голод…
…порой Радха и Говинда являют себя как отдельные, а порой как единые. Когда Они вместе – Они наслаждаются друг другом, но когда нет возможности встретиться – переживают терзания разлуки. Такова Их Божественная природа.
Шрила Рупа Госвами объясняет это так:
Ахер ива гатих премнах
Свабхава-кутила бхавет
Ато хетор ахетош ча
Йунор мана уданчати
(Чаитанйа Чаритамрита, Мадхйа, 8.110)
Он говорит, что по своей природе любовь подобна извилистому движению змеи. Она не прямолинейна. Поэтому любящие иногда ссорятся – с причиной, без причины ли, и приходит разлука. Разлука – это необходимый элемент Надмирнодеяния Радхи и Кришны.
Существует четыре состояния разлуки: пурва-рага, мана, прабаса и према-ваичиттйа.